Резервирование земель
Содержание
- 1 Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд 2021
- 2 Земля может быть изъята и зарезервирована государством
- 2.1 Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
- 2.2 Основания для изъятия земель у населения
- 2.3 Основания для изъятия земель государственной и муниципальной собственности
- 2.4 Порядок и сроки резервирования земель
- 2.5 Что такое свободная экономическая зона
- 2.6 Цели создания ОЭЗ
- 2.7 Типы ОЭЗ
- 2.8 Требования к земельным наделам под ОЭЗ
- 3 Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
- 3.1 Территории и зоны, в которых допустимо резервирование земель
- 3.2 Порядок и условия проведения резервирования земель для удовлетворения государственных и муниципальных нужд
- 3.3 Порядок принятия решения о резервировании, его содержание
- 3.4 Срок, на который возможно резервирование земель. Порядок прекращения ограничений прав, которые были установлены резервированием земель
- 3.5 Кузнецов Федор Николаевич
- 4 Резервирование земель для государственных, муниципальных нужд
- 4.1 Что представляет собой резервирование участка
- 4.2 Для чего государство резервирует землю
- 4.3 Как проводится резервирование земель
- 4.4 Права владельцев участков
- 4.5 Реквизиция земли
- 4.6 О правилах застройки и использования земель
- 4.7 Процедура изъятия наделов для государственных и муниципальных нужд
- 4.8 Заключение
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд 2021
Время чтения 7 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−
Государственное резервирование земель регламентируется Земельным Кодексом РФ и требуется в случае необходимости использования территории для каких-либо целей, значимых для народа и страны в целом. Бронирование участков под нужды муниципалитета и государства осуществляется в определенном порядке и производится на основании обязательного пакета документовна период, установленный законом.
Что такое резервирование земли
Резервирование земельной территории государством или муниципалитетом представляет собой процедуру наложения ограничений на эксплуатацию гражданами либо юридическими лицами конкретного участка по причине вероятности его дальнейшего использования во благо страны. Бронирование надела считается действительным лишь при соблюдении обязательного условия регистрации закрепления земель за государством в Федеральной регистрационной службе.
Резервирование не приравнивается к однозначному изъятию земли, а является лишь предпосылкой к возможности ее изымания в будущем. Иными словами, предварительное закрепление участка за органами власти можно считать в некотором роде гарантией для государства, предполагающей, что требуемый надел в ближайшем будущем не будет каким-либо образом утрачен.
Если резерв распространяется на территорию, являющуюся частной собственностью, можно найти некоторые преимущества и для владельца надела.
Например, собственнику, заранее уведомленному о возможном изъятии участка в пользу властей, стоит воздержаться от капитальных вложений в землю, поскольку в случае утраты надела, понесенные гражданином затраты возмещены не будут.Таким образом, предварительный резерв земель, в какой-то степени, может обезопасить владельца площади от материальных убытков.
Что касается ограничений, накладываемых на право распоряжения и пользования землей, таковыми могут выступить:
- запрет на постройку дома и иного объекта, соответствующего целевому назначению территории;
- отсутствие возможности размещения на земле искусственных водоемов, а также ограничение в осуществлении проектов по мелиорации, ирригации территории.
Кроме того, причисление участка к категории резервных земель может послужить отказом органа власти в просьбе заинтересованного лица оформить право собственности на конкретный участок.
Основания для резервирования территории
Статья 49 Земельного Кодекса освещает основные причины, выступающие основанием для резервирования земли. В первую очередь, поводом для закрепления территории за государством может являться необходимость выполнения международных соглашений и обязательств страны.
Кроме того, резерв земельных наделов осуществляется в случае возведения, преобразованияв их границах либо неподалеку от них следующих объектов:
- энергетические системы регионального либо федерального масштаба;
- объекты эксплуатации атомной энергии;
- объекты, относящиеся к обороне и безопасности РФ, включая технические строения, коммуникации, системы, возведенные для охраны границ государства;
- объекты транспорта и связи как региональной, так и федеральной значимости, а также системы железнодорожных путей всеобщего использования;
- объекты космического назначения;
- объекты систем холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, а также системы теплоснабжения, газоснабжения и электросети;
- автомобильные магистрали.
Территории подлежат бронированию исключительно в том случае, если отсутствуют иные варианты для сооружения объектов государственного, либо регионального значения. При этом закон оговаривает, что в списке причин для резервирования земли, находящейся во владении субъектов РФ либо в муниципальной собственности, допустимы иные варианты, основанные на вновь возникших обстоятельствах.
Стоит дополнить, что земли, считающиеся собственностью государства и местных органов власти, закрепляются за таковыми и не предоставляются в пользование сторонним лицам в случае расположения на них объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. Кроме того, в резерв входят территории с возведенными на них сооружениями по безопасности и защите страны, а также площади, отведенные под создание охраняемых природных объектов и водных сооружений.
Порядок резервирования земель
Порядок и процедура бронирования земли регламентированы постановлением Правительства РФ № 561, освещающим вопросы резервирования наделов в муниципальных и государственных интересах.
На основании указанного документа, решение о переходе территории в резерв принимает орган исполнительной власти федерального, регионального либо местного уровня в зависимости от местонахождения интересующего объекта недвижимости.
Постановление принимается на основе сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости. Без наличия у интересующего надела номера кадастрового учета и паспорта бронирование земли недопустимо.
Прежде всего, органы местной власти либо федерального уровня рассматривают проект по закреплению земли, основываясь на соответствующих документах. Перечень бумаг, обязательных к сбору перед утверждением решения о переходе земельной площади в резерв, включает:
- документация по планированию территории в случае, если намечается подготовка особо охраняемых природных объектов, а также предполагается расположение объектов безопасности и обороны;
- документы, освещающие информацию о границах зон размещения объектов, планируемых к возведению на резервной территории;
- заключение на соответствие резервирования конкретной площади государственным программам, нацеленным на изучение недр земли и ее рационального использования.
После рассмотрения бумаг, уполномоченный орган составляет документ о бронировании земельной территории для потребностей государства либо муниципалитета. Бумага представляет собой письменное решение, содержащее следующие сведения:
- Цели резервирования земельных площадей.
- Сроки резерва участков.
- Наименования и реквизиты документов, на основании которых осуществляется процедура.
- Перечень ограничений относительно распоряжения и пользования земельным наделом.
- Информация о времени и месте сбора собрания всех заинтересованных лиц с целью ознакомления таковых со схемой земель, подлежащих резервированию. Письменное подтверждение того факта, что все участники уведомлены.
- Список кадастровых номеров тех участков, что частично либо полностью расположены в пределах территории, бронируемой органами власти.
В обязательном порядке к решению прилагается схема закрепленных земель, содержащая полную информацию относительно всех участков, подлежащих резервированию.
В дальнейшем документ вместе с копией постановления о резерве земли направляется в государственный кадастр и Росреестр для регистрации ограничений прав на участки и постановку таковых на учет.
При этом важно уточнить, что в случае отсутствия регистрации решения, бронирование территории органами власти считается недействительным.Последним этапом является обязательное размещение информации о резервировании определенных земель в средствах массовой информации того субъекта РФ, где находятся данные участки. Решение о резерве территории вступает в силу не ранее момента его публикации в СМИ.
Допустимые сроки резервирования земли
На основании статьи 70.1 Земельного Кодекса резервирование территории для муниципальных и государственных потребностей не может превышать 3 года.
При этом если процедура касается земельных площадей, находящихся в собственности органов власти, а ее целью выступает создание особой экономической зоны – срок не может превышать 2 года.
В этом случае дополнительным условием является наличие в заявке на бронирование земли указаний от высшего органа государственной власти субъекта РФ.
В случае если земли находятся в собственности государства, либо муниципалитета и на их территории нет участков, переданных в пользование третьим лицам, при этом целями резервирования выступает строительство автомагистралей, железных дорог, метрополитена и прочих линейных объектов, срок резерва может достигать 20 лет.
По истечении установленного периода, уполномоченный орган обязан в течение 30 дней оповестить кадастр недвижимости и Росреестр о прекращении действия ограничений на использование земли, с целью исключения из информационной базы сведений о забронированных участках. В ином случае государство может окончательно изъять земли, но лишь посредством выкупа и передачи собственнику суммы, составляющей стоимость надела.
Резервирование территории для муниципальных и государственных нужд осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом РФ, где четко освещен порядок процедуры, основания для таковой и сроки бронирования земли.
В случае нарушения какого-либо пункта, а также при отсутствии регистрации решения о резервировании конкретной площади, документ не имеет юридической силы и закрепление участков за государством либо муниципалитетом считается недействительным.
Источник: https://law03.ru/land/article/rezervirovanie-zemel-dlya-gosudarstvennyx-ili-municipalnyx-nuzhd
Земля может быть изъята и зарезервирована государством
Земельный кодекс РФ в ст. 70.
1 четко определяет, в каких случаях земля, находящаяся в собственности или пользовании граждан и организаций либо в собственности государства и муниципальных образований, может быть изъята и зарезервирована. Краткий смысл закона в том, что земли могут быть помещены в резерв на три или два года (этот срок распространяется лишь на наделы, зарезервированные до первого апреля 2015 г.):
- если представляют большую стратегическую, оборонную, экономическую важность для государства;
- на ней находятся значимые линейные инженерные объекты и сооружения;
- земли расположены в природных охраняемых или особых экономических зонах.
Рассмотрим подробнее, как происходит резервирование земель для государственных или муниципальных нужд, и какие основания для этого должны быть.
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
Зарезервированы могут земли как находящиеся у собственников (физических и юридических лиц), так и те, которые являются государственной или муниципальной собственностью и ещё никому не предоставлены.
Основания для изъятия земель у населения
Основания для изъятия уже предоставленных гражданам и юрлицам земельных наделов определяются ст. 49 Земельного кодекса. Это:
- Выполнение Россией международных обязательств, взятых на себя по договору.
- Строительство либо реконструкция объектов, имеющих государственное, региональное или местное значение (при отсутствии иных вариантов решения проблемы):
- объекты энергетической и атомной промышленности;
- оборонные и служащие для повышения безопасности объекты (сюда входят также линейные объекты, сооружения, линии связи и коммуникации, проложенные вдоль линий границ);
- объекты космической отрасли;
- транспортные объекты;
- железная дорога со всей её инфраструктурой;
- автомобильные дороги;
- объекты связи, системы газо‑, электро‑, тепло- и водоснабжения, водоотведения и другие линейные объекты государственного, регионального или местного значения;
- Иные законные основания.
Основания для изъятия земель государственной и муниципальной собственности
Изъяты могут быть не только уже распределенные земельные участки, но и те, которые находятся в государственных и муниципальных фондах. Основания такие же, как и в статье 49 ЗК РФ, но добавляются ещё:
- строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры;
- создание природных охраняемых зон, водохранилищ и водоемов;
- создание особых экономических зон (ОЭЗ) и объектов инфраструктуры, предназначенных для обустройства, оснащения техникой и другими материальными ресурсами ОЭЗ и территории, прилегающие к ним;
- разработка и использование недр.
Порядок и сроки резервирования земель
Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд допускается:
- в установленных по технических планам границах размещения объектов, имеющих федеральное/региональное/местное значение;
- в пределах заявленной территории, которая будет зарезервирована по решению высших исполнительных и распорядительных органов РФ, субъекта Федерации, муниципальных образований для создания ОЭЗ;
- в пределах других территорий, в которых нуждается государство или муниципальное образованием.
Земли могут быть зарезервированы государством или муниципальными органами для собственных нужд сроком не более, чем на 3 года.
При этом ограничение срока резервирования не касается земель, зарезервированных до первого апреля 2015 г.
Земли, предназначенные для создания особых (свободных) экономических зон (ОЭЗ) могут быть зарезервированы на срок не более, чем два года.
Законом (п. 3 ст. 70.2 ЗК РФ) допускается резервирование земель, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, которая не была предоставлена физическим и юридическим лицам, сроком до 20 лет.Это возможно при строительстве или реконструкции крупных транспортных объектов (железных и автомобильных дорог, морских и речных портов, причалов аэропортов, вокзалов, метро, судоремонтных заводов, плавучих доков, пассажирских комплексов и т.д.
) федерального, регионального, муниципального и местного значения.
Таким образом изъять и зарезервировать землю уже находящуюся населения на срок более, чем 3 года, государство не может (если резервирование состоялось после 1.04.2015 г.).
Что такое свободная экономическая зона
Правила создания ОЭЗ установлены Федеральным законом N 116-ФЗ “Об ОЭЗ в РФ”.
По решению правительства РФ или местных региональных органов на части территории может быть образована зона с особым режимом: на неё распространяются правила свободной таможенной торговли и возможно осуществление предпринимательской деятельности.
Несколько подобных ОЭЗ могут объединяться по характеру деятельности в единое свободную экономическую зону — кластер, и управляться одной УК.
В роли управляющей компании (УК), участвующей в создании и управлении ОЭЗ, могут выступать:
- открытое акционерное общество (ОАО), полностью контролируемое государством (100% акций ОАО принадлежат ему);
- коммерческая хозяйственная организация, сотрудничающая с ОАО и заключившая договор с правительством РФ о совместном управлении ОЭЗ (ст. 2 закона N 116-ФЗ).
Цели создания ОЭЗ
ОЭЗ создаются с целями:
- развития обрабатывающей промышленности и высоких технологий;
- строительство транспортных объектов и создание инфраструктуры, с ними связанной;
- развитие санаторно-курортного бизнеса и туризма;
- производство новой продукции (ст. 3).
Типы ОЭЗ
В связи с родом деятельности свободные экономические зоны можно разделить на такие типы:
- промышленно-производственные;
- туристические рекреационные;
- технико-внедренческие;
- портовые (ст. 4).
Объединить между собой в кластер можно ОЭЗ одного типа или различных типов по решению правительства РФ.
Требования к земельным наделам под ОЭЗ
- Промышленно-производственные ОЭЗ могут быть созданы на территории, площадь которой не превышает 40 км2.
- Технико-внедренческие — на земельных участках не более 4 км2.
- Создание туристических рекреационных зон возможно на одном или нескольких земельных участках (Основание: федеральный законы N 76-ФЗ и N 240-ФЗ).
- Портовые ОЭЗ можно создавать на территориях, не превышающих 50 км2, прилегающих к портам (морским, речным, аэропортам) международного значения, на землях промышленной и транспортной категории, которые предназначены для строительства объектов портовой инфраструктуры. Они могут включать в себя часть акваторий и территорий портов. В их пределах возможно нахождение объектов инфраструктуры, кроме имущественных комплексов (зданий морских, речных и аэровокзалов), осуществляющих обслуживание пассажиров, их посадку и высадку.
- ОЭЗ может занимать территорию одного или нескольких муниципальных образований или субъектов РФ. Превышение допустимой площади территории ОЭЗ разрешается только при соответствующем правительственном постановлении.
Запрещается в особых экономических зонах:
- размещение ОЭЗ в зонах территориального развития мун. образований;
- строительство жилых помещений (за исключением туристических рекреационных зон);
- разработка недр и добыча полезных ископаемых (кроме природной минеральной воды);
- производство (либо переработка) алкогольной, табачной продукции, бензина, различных видов топлива, масел и других подакцизных товаров (кроме легкового автомобильного транспорта и мотоциклов).
Правительство РФ вправе дополнять список ограничений деятельности в ОЭЗ по своему усмотрению. Разрешать или запрещать определенные виды деятельности в свободных экономических зонах Таможенного Союза имеет право комиссия ТС.
Заключение
Подытожим:
- Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд — факт, доказывающий, что в конечном счёте земле принадлежит государству. Если в интересах государственных органов, субъектов, муниципальных образований будет создание стратегически важных, оборонных, инженерных, транспортных объектов на землях, принадлежащих населению, то данные земельные участки могут быть изъяты из пользования и зарезервированы на определенный или неопределенный срок (определен до 3 лет при резервировании после 1.04.2015 г.).
- Резервирование земель для создания особых экономических зон, заповедников, социально значимых объектов, разработки недр должно вестись из земель, принадлежащих не гражданам, а государственным и муниципальным фондам.
- Срок резервирования земель под особые экономические зоны обозначен законом до 2 лет, однако если в ОЭЗ планируется создание или реконструкция транспортных объектов, то срок может быть увеличен до 20 лет.
Особые экономические зоны предназначены для осуществления коммерческих проектов. Однако резервирование земель под них не должно происходить в ущерб территориальному развитию регионов страны.
Источник: https://moezhile.ru/novostrojki/rezervirovanie-zemel.html
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Земельное право » Статьи о землеустройстве » Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
Под резервированием земель подразумевается определенный тип ограничения прав по пользованию и распоряжению участком земли.
Под резервированием земель подразумевается определенный тип ограничения прав по пользованию и распоряжению участком земли.
Проведение резервирования земель возможно только при наличии определенных обстоятельств, среди которых:
- необходимость разместить объекты государственного и муниципального значения, если отсутствует возможность их размещения на другом участке земли;
- необходимость разметить объекты обороны и безопасности государства;
- необходимость провести размещение объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи;
- необходимость разместить объекты, обеспечивающие ведение космической деятельности;
- необходимость провести размещение объектов, обеспечивающих защиту границ Российской Федерации;
- необходимость строительства дорог федерального, регионального или муниципального уровня.
Территории и зоны, в которых допустимо резервирование земель
На уровне земельного законодательства установлено, что проведение процедуры по резервированию земель допускается только в специально выделенных в документации зон планируемого размещения следующих видов объектов:
- имеющих федеральное значение;
- имеющих региональное значение;
- имеющих муниципальное значение.
При этом разметить подобные объекты возможно только в пределах специально определенной территории, которая была указана в заявке от высшего исполнительного органа государственной власти.
Таким же образом осуществляется планирование территорий при необходимости создания особых экономических зон. Данные зоны могут быть созданы для удовлетворения целого ряда государственных проблем, среди которых:
- развитие обрабатывающих отраслей экономики;
- развитие высокотехнических отраслей экономики;
- развитие туризма и санитарно-курортной сферы;
- развитие транспортной инфраструктуры.
Создание любых из вышеперечисленных зон требуется проведения большого количества разных землеустроительных мероприятий.
Порядок и условия проведения резервирования земель для удовлетворения государственных и муниципальных нужд
В Земельном кодексе России отдельно выделена норма, подразумевающая, что любая федеральная или муниципальная собственность, которая не была предоставлена в пользование ни физическим, ни юридическим лицам, автоматически используется в мероприятиях, направленных на резервирование земель для нужд государства или для муниципальных нужд.
Согласно положениям данного Кодекса земли для удовлетворения нужд государства и отдельных субъектов государства не могут быть зарезервированы на срок больше семи лет. Если же речь идет о резервировании участков, входящих в состав специально отведенной федеральными законодательными актами экономической зоны, срок резервирования подобных земель не может превышать двух лет.
Если резервированный участок не был предоставлен во временную или постоянную собственность юридическим или физическим лицам и используется для проведения строительства и реконструкции транспортных средств и прочих линейных объектов, общий срок проведения данных мероприятий может быть продлен до двадцати лет.
Порядок резервирования земель определяется соответствующими постановлениями Правительства РФ.Решение о резервировании земель должно быть принято специально уполномоченным на это федеральным органом власти. Если резервирование земель происходит для удовлетворения нужд определенного субъекта государства, данные действия уполномочен совершать региональный орган власти или орган местного самоуправления.
Решение о резервировании земель принимается на основании следующего перечня документов:
- документ о планировании территорий;
- документ о планировании территории при создании особой охраняемой территории или территории оборонительного характер
- программы по проведению геологического изучения недр.
К решению о резервировании должны прикладываться схемы территории, на которую устанавливается ограничение, а также полный перечень кадастровый номеров участков, расположенных в границах данной территории. Решение о резервировании земель обязательно должно приниматься в отношении участков, которые находятся в пределах одного установленного в документе кадастрового округа.
Порядок принятия решения о резервировании, его содержание
Решение о необходимости проведения резервирования земель принимается уполномоченным на это федеральным или региональным органом власти, сфера деятельности которого включает в себя необходимость установления подобного рода ограничений на участки. В отдельных случаях, принимать решение о резервировании земель уполномочен и орган местного самоуправления.
Решение о резервировании земель должно содержать в себе следующую информацию:
- цели, ради которых происходит резервирование земель, а также точные сроки, на которые устанавливается данное ограничение;
- реквизиты документов, на основании которых осуществляется установка ограничений;
- полный перечень ограничений на право собственности, владения и распоряжения участком земли. Данный перечень устанавливается на уровне федерального законодательства;
- сведения о точном времени и месте, где стороны смогут ознакомиться со схемой проведения резервирования земельных участков;
- полный перечень кадастровый номеров участков, которые подлежат резервированию.
В качестве дополнения к решению должны быть предоставлены схема проведения мероприятия, кадастровые номера всех участков, попадающих в данную резервируемую территорию.
Срок, на который возможно резервирование земель. Порядок прекращения ограничений прав, которые были установлены резервированием земель
На законодательном уровне выделяется следующие сроки резервирования земель:
- два года, если речь идет о резервировании земель, находящихся в особой экономической зоне;
- семь лет, если речь идет об обычном резервировании;
- двадцать лет, если речь идет о земле, не предоставленной в пользование ни физическим, ни юридическим лицам и на которой происходит ремонт транспорта и прочих линейных объектов.
В земельном законодательстве установлены следующие виды обстоятельств, на основании которых резервирование может быть прекращено:
- истечение срока, предусмотренного решением;
- предоставление участка для удовлетворения нужд государства и субъектов государства. Участок при этом должен быть освобожден от прав третьих лиц;
- государственный орган принял решение об отмене резервирования;
- участок был изъят в установленном законом порядке;
- резервирование было отменено на основании решения суда.
Документ об окончании резервирования должен быть передан в кадастровую палату и государственное учреждение, осуществляющее регистрацию прав на недвижимое имущество, чтобы снять все ограничения, установленные на данный объект недвижимости.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
„
Могу ли я строить жилой дом на земле снт, если в Выписке егрн есть обременение в виде статья 56.1,и чем это чревато?
“
Иван Петрович 30.04.2019 09:42
Добрый день.
Участок попадает под резервирование земель для государственных или мунициальных нужд (для строительства МКД):
ЗК РФ Статья 56.1. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд
1.
Предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
2. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду «МИП».
Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г.
Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html
Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны
Коханов Николай Игоревич
Задать дополнительный вопрос
„
резервирование земельного участка для гос нужд с целью создания особо охраняемой зоны, данный участок находился в аренде у юр лица как обжаловать данное решение
“
александр 08.08.2018 09:53
Добрый день! Вашу ситуацию надо рассматривать по документам в офисе. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду МИП 9.
Консультации бесплатны. Услуги по составлению документов платные. Представление интересов в суде тоже платное. По стоимости услуг обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html
Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны
Коханов Николай Игоревич
Задать дополнительный вопрос
Согласна с коллегой.
Дубровина Светлана Борисовна08.10.2018 09:00
Задать дополнительный вопрос
Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/rezervirovanie-zemel-dlya-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-nuzhd.html
Резервирование земель для государственных, муниципальных нужд
Время чтения: 5 минут
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд необходимо отличать от изъятия земельных участков в целях, предусмотренных федеральными и местными властными структурами, а также от других форм ограничения правом пользования наделом.
Потребность в проведении этой процедуры возникает, когда определенную территорию предполагается использовать в значимых для страны и народа целях.
Резервирование земель позволяет избежать судебных разбирательств по вопросу эксплуатации участков, находящихся под обременением третьих лиц.
Что представляет собой резервирование участка
Резервирование земельного участка – это наложение ограничения на использование надела собственником в связи с высокой вероятностью дальнейшей ее эксплуатации во благо страны. Территория считается забронированной лишь после регистрации в Росреестре факта закрепления земли за государством.
Ограничение может распространяться на земли, принадлежащие частным лицам. Это вступает в противоречие с Конституцией, ведь частная собственность в РФ неприкосновенна. Тем не менее, данная норма не действует, когда речь идет об экономической безопасности либо обороноспособности государства.
Зарезервированные земли будут у собственника отчуждены, но на возмездной основе – государство их выкупит.
Органы власти, бронируя конкретный надел, обязаны уведомить его владельца о том, что на этом участке планируется проведение определенных работ.
Далее выполняется оценочная экспертиза. По ее окончании земля считается предварительно зарезервированной. Этот статус она утратит в одном из двух случаев:
- начнется процедура выкупа участка;
- исчезнет потребность в резервировании в результате пересмотра стратегических планов.
При этом необходимо учитывать установленный максимальный срок бронирования надела.
Для чего государство резервирует землю
Существует немало причин для госрезервирования, поэтому каждому владельцу земли нужно быть готовым к тому, что процедура бронирования надела может начаться в любой момент. Список основных причин указан в ст.49 ЗК РФ:
- Основания, связанные со строительством либо реконструкцией:
- инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, газо- и электроснабжения:
- линейных объектов, обеспечивающих функционирование субъектов естественных монополий и космической отрасли;
- объектов инфраструктуры авто- и Ж/Д транспорта;
- объектов безопасности государства и обороны страны;
- энергетических систем и объектов использования атомной энергии.
- Основания, связанные с выполнением принятых Россией обязательств по межгосударственным договорам.
Резервирование также необходимо при создании водохранилищ, организации природоохранных зон, оборудовании специальных объектов, формирующих инфраструктуру ОЭЗ (Особой экономической зоны).
Как проводится резервирование земель
Порядок резервирования земельных участков для муниципальных нужд регламентирует постановление Правительства №561 от 22.07.2008. Согласно этому документу, правом принимать решение о переводе участка в резервный фонд наделен орган исполнительной власти местного, регионального или федерального уровня по месту расположения объекта.
Решение принимается на основе данных из государственного кадастра недвижимости. Следовательно, бронирование земли недопустимо, если надел не поставлен на кадастровый учет, не имеет индивидуального номера и паспорта.
Для перевода земли в резервный фонд предусмотрена подача документов:
- по планированию территории, если надел предназначен для возведения природоохранных сооружений либо объектов обороны и безопасности;
- содержащих сведения о границах зон предполагаемого размещения объектов на зарезервированной территории;
- подтверждающий факт бронирования надела в соответствии с госпрограммами, целью которых является рациональное использование территории и изучение недр.
После рассмотрения документов уполномоченный орган оформляет бронирование территории в виде отдельного акта. В нем содержатся:
- сведения о целях резервирования;
- предельные сроки окончания процедуры;
- перечень документов, с учетом которых осуществляется бронирование;
- кадастровые номера всех наделов, находящихся в границах резервируемой территории.
Окончательно ограничение прав на бронируемые наделы с последующей их постановкой на госучет оформляется путем направления вышеперечисленных бумаг в Госреестр. Данное решение обретает силу только после публикации в региональных СМИ.
Права владельцев участков
Хотя использование земель призвано решать проблемы государственного или регионального уровня, это не отменяет требование обеспечить защиту интересов собственников резервируемых участков.
Однако это не распространяется на неприватизированные наделы. Их владельцы сталкиваются, как правило, со следующими ограничениями:
- приватизировать зарезервированные земли нельзя;
- не допускается строительство объектов коммерческого назначения и жилых зданий, поскольку их стоимость в случае изъятия, скорее всего, компенсирована не будет;
- запрещается возводить ирригационные сооружения, предназначенные для производства мелиоративных работ, и иные объекты.
В случае возникновения убытков от резервирования земельного участка, его владелец может подать исковое заявление на их возмещение в судебную инстанцию.
Реквизиция земли
Реквизиция выступает в качестве одного из оснований для изъятия у собственника имущества. От конфискации она отличается тем, что:
- применяется в принудительном порядке не как картельная мера, а только по причине возникновения острой необходимости;
- процедуре присущ возмездный и временный характер.
Реквизиция земельного надела производится на основании опубликованного Правительством РФ заявления о возникновении в конкретном регионе страны чрезвычайных ситуаций или решения, принятого уполномоченным органом.
Цель проведения процедуры – защита людей, общества и государства от негативных последствий бедствий. Понесенные человеком расходы компенсируются из госбюджета.
Больше информации на эту тему читайте в статье «Реквизиция земельного участка».
О правилах застройки и использования земель
В контексте рассматриваемого вопроса полезно ознакомиться с Правилами застройки и землепользования (далее ПЗЗ). Согласно Градостроительному Кодексу, ПЗЗ – это документ градостроительного зонирования, утверждаемый органом местного самоуправления. Он устанавливает:
- градостроительные регламенты;
- территориальные зоны;
- порядок применения и внесения в документ дополнений и изменений.
Территория муниципального образования, в соответствии с ПЗЗ, подразделяется на зоны различного предназначения:
- жилые,
- производственные,
- общественно-деловые и так далее.
Для любой из зон определяются виды разрешенного использования объектов капстроительства и земельных участков. Например, территория может вообще не подлежать застройке.
Подробности содержатся в статье «Правила застройки и землепользования».
Процедура изъятия наделов для государственных и муниципальных нужд
Земельные участки могут изыматься в принудительном или добровольном порядке. Последний вариант предусматривает заключение соглашения о выкупе надела между уполномоченным представителем муниципалитета и собственником.
При определении стоимости участка в учет принимается:
- рыночная цена;
- сумма понесенных владельцем убытков по причине переезда на другое место;
- стоимость расположенного на земле имущества.
Срок, в течение которого орган местной власти обязан уведомить правообладателя об изъятии, не превышает 1 неделю с момента принятия решения по этому вопросу. В проекте договора о выкупе участка должна быть указана предполагаемая стоимость.
На изучение нюансов владельцу земли отводится 3 месяца. Передача надела муниципалитету или государству раньше указанного промежутка времени может осуществляться только с согласия собственника.
Тем, кого эта тема заинтересовала, рекомендуем изучить статью «Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд».
Заключение
Согласно отечественному законодательству, процедура резервирования может производится только по отношению к землям, которые расположены в специально выделенных зонах, имеющих муниципальное, региональное и федеральное значение. Обязательное изъятие надела в данном случае не предусмотрено. Решение о резервировании вступает в силу только после его публикации в СМИ.
Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/rezervirovanie-zemelnyx-uchastkov.html