Налоги и сборы субъектов рф

Содержание

Статья 12 НК РФ. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов (действующая редакция)

Налоги и сборы субъектов рф

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 – 15 настоящего Кодекса.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

особенности определения налоговой базы;

налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

Источник: https://www.zakonrf.info/nk/12/

Налоги субъектов Российской Федерации

Налоги и сборы субъектов рф

Налоги субъектов Российской Федерации (региональные) устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории России. К ним относятся: налог на имущество предприятий, лесной налог, сбор на нужды образовательных учреждений с юридических лиц.

Начиная с 1988 г. субъекты РФ могут своим решением ввести налог с розничных продаж.

Максимальные ставки этих налогов (кроме налога с розничных продаж) определяются федеральными законами, а конкретные ставки — решениями законодательной (представительной) власти субъектов РФ.

Налог на имущество предприятийвведен в целях стимулирования не используемых в производстве материальных ценностей. Для региональных бюджетов он является стабильным доходом, так как его поступления в меньшей мере зависят от хозяйственной деятельности юридических лиц. Он функционирует в соответствии с Законом РФ от 13 декабря 1991 г. с последующими дополнениями и изменениями.

Плательщиками налога выступают юридические лица, а также филиалы и другие подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.

К объектам обложения относятся основные средства, материальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия.

Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающие предметы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости.

Для определения налогооблагаемой базы по предприятиям принимаются отражаемые в активе баланса остатки по следующим счетам бухгалтерского учета:- «Основные средства» (за минусом износа), «Доходные вложения в материальные ценности» (за минусом износа), «Нематериальные активы» (за минусом износа), «Материалы», «Основное производство», «Готовая продукция» и некоторые другие. Начиная с третьего квартала 1997 г. в налогооблагаемую базу включены товары отгруженные.

Для целей налогообложения используется среднегодовая стоимость имущества за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год).

Она определяется путем деления на четыре суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, а также стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.

Из-под обложения выведены полностью бюджетные учреждения и организации, предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, а также социально-культурной сферы, общественные организации инвалидов и др. Налоговые льготы касаются и отдельных объектов, находящихся на балансе предприятия (объекты жилищно-коммунальной сферы, коммунального и бытового водоснабжения и др.).

Предельная ставка налога на имущество предприятий установлена в размере 2% налогооблагаемой базы, конкретные ставки, определяемые в зависимости от вида деятельности, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Сумма налога определяется плательщиком самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом и вносится равными долями в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты по месту нахождения предприятия.

Лесной налогвключает систему платежей за пользование лесным фондом. Эта система платежей регулируется Лесным кодексом РФ, принятым Федеральным законом от 29 января 1997 г., и охватывает лесные подати и арендную плату.

Лесные подати включают: плату за древесину, отпускаемую на корню, плату за заготовку лесных второстепенных материалов (древесных соков, ягод, лекарственных растений и т. п.), плату за пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

Лесные подати взимаются со всех пользователей лесным фондом.

Предусмотрены минимальные и конкретные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, причем минимальные ставки устанавливаются Правительством РФ, конкретные ставки за древесину на корню и ставки платежей за пользование другими лесными ресурсами — органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с территориальными органами федерального управления лесного хозяйства или определяются по результатам лесных аукционов. Действующие минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. Они дифференцированы по административно-теорриториальным образованиям — отдельным субъектам РФ или их группам, а также по основным лесным породам (сосна, дуб и т. д.), по категориям крупности деловой древесины (крупная, средняя, мелкая) и дрова, по расстоянию вывозки древесины к транспортным путям, запасу древесины на 1 га лесосеки. Например, для Центрального экономического района Тверской области минимальная ставка платы за древесину на корню, если эта древесина крупная, установлена в размере 22100 руб. за 1 куб. м. Лесные подати оплачиваются в разных формах:

§ денежным платежом,

§ натуральным платежом с предоставлением части заготовленных ресурсов,

§ выполнением работ или предоставлением услуг.

Форма оплаты лесных платежей определяется районными органами самоуправления и оговаривается в разрешительных документах по каждому объекту пользования — лесорубочных билетах, ордерах и лесных билетах. Лесные подати взимаются в виде разовых или регулярных платежей с начала пользования конкретными участками лесного фонда в течение срока действия разрешительных документов.

При аренде лесных ресурсов владелец передает участок лесного фонда в срочное пользование за плату. Эта плата зависит от количества и качества лесных ресурсов, местонахождения участка.

Принципы определения и порядок установления размера арендной платы и сроки ее внесения определяются субъектами РФ.

Лесной налог в соответствии с Федеральным бюджетом РФ на 1998 г. полностью поступал в бюджет субъектов РФ.

Сбор на нужды образовательных учреждений,введенный Федеральным законом от 22 декабря 1992т., действует в системе региональных налогов и поступает в бюджеты субъектов РФ. Этот сбор имеет целевое назначение и используется на дополнительное финансирование образовательных учреждений.

Его плательщиками выступают юридические лица, а объектом обложения — фонд оплаты труда по всем основаниям. В г Москве он функционирует с 1 апреля 1994 г. и предусматривает широкий аспект налоговых льгот. Максимальная ставка установлена законом в размере 1%, конкретные ставки определяют субъекты РФ.

Расходы по оплате сбора относятся на финансовые результаты предприятия. ,

Местные налоги и сборы

Местными налогами и сборами, по определению Налогового кодекса, признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с налоговым законодательством РФ, решениями представительных органов субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на всей территории соответствующих муниципальных образований.

В зависимости от компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, фискальной значимости этих налогов, а также продолжительности функционирования местные налоги и сборы подразделяются на две группы.

Первая — налоги, введенные законодательной властью и действующие на всей территории России в обязательном порядке. К ним относятся:

§ налог на имущество физических лиц; в земельный налог, налог на рекламу;

§ сбор за право торговли.

Конкретные ставки этих платежей определяются решением органов государственной власти субъектов РФ. По трем первым налогам действуют специальные федеральные законы, а Министерство РФ по налогам и сборам разработало по ним инструкции о порядке взимания и уплаты.

Ко второй группе относятся остальные налоги и сборы:

§ сбор за парковку автомобилей;

§ налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров;

§ сборы (целевые) с граждан и юридических лиц на содержание милиции, благоустройства территорий, на нужды образовательных учреждений и др.

Эти налоги и сборы, предусмотренные Законом «Об основах налоговой системы РФ», могут вводиться специальными решениями органа местного самоуправления и действуют лишь на его территории.

В целях обеспечения единого подхода при введении местных налогов и сборов второй группы, для которых нет общих инструкций, Минфин РФ и Министерство РФ по налогам и сборам разработали примерные положения по отдельным местным налогам и сборам и рекомендовали их использовать при принятии местными органами соответствующих решений.

Вопросы для повторения

1 Объясните, как вы понимаете термин «доходы бюджета».

2 Какие методы используются государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов?

3 Расскажите о функции налогов.

4 Поясните, как формируются доходы бюджетов в развитых странах (на примере одной страны).

5 Кратко охарактеризуйте налоговую систему РФ: а) федеральные налоги, б) налоги субъектов РФ.

6 Как классифицируются местные налоги и сборы?

ГЛАВА

Источник: https://lektsii.org/3-54068.html

Региональные налоги и сборы

Налоги и сборы субъектов рф

  1. Транспортный налог
  2. Налог на игорный бизнес
  3. Налог на имущество организаций

Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта РФ.

Транспортный налог с 1 января 2003 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 28 «Транспортный налог») и законами субъектов РФ о налоге.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты.

При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения транспортным налогом.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования гл. 28 Налогового кодекса, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.

Объектом налогообложения признаются зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом, установлен в п. 2 ст. 358 Налогового кодекса.

Налоговая база определяется в зависимости от типа транспортного средства (табл. 16.1).

Таблица 16. 1

Особенности определения налоговой базы по транспортному налогу

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в размерах, указанных в ст. 361 Налогового кодекса. Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Порядок исчисления налога. Сумма налога, если иное не предусмотрено НК, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, рассчитывается налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Порядок, сроки уплаты налога и налоговая отчетность. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Налог на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес с 1 января 2004 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 29 «Налог на игорный бизнес») и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес выступают организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Игорным бизнесом признается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

Объектами налогообложения являются:

  • игровой стол;
  • игровой автомат;
  • касса тотализатора;
  • касса букмекерской конторы.

Налоговая база по каждому из объектов налогообложения определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в пределах, указанных в ст. 369 Налогового кодекса (табл. 16.2).

Таблица 16.2

Налоговые ставки по налогу на игорный бизнес

Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

Порядок и сроки уплаты налога. Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период. Таким образом, налог должен уплачиваться ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций с 1 января 2004 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 30 «Налог на имущество организаций») и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 30 Налогового кодекса, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.

При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Налогоплательщиками налога признаются:

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

Объекты налогообложения определены НК в зависимости от типа налогоплательщика (табл. 16.3).

Таблица 16.3

Объекты налогообложения налогом на имущество организаций

Не признаются объектами налогообложения:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению:

  • по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);
  • для каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
  • в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;
  • в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с гл. 30 Налогового кодекса.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами принято считать первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при определении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки отражаются в законах субъектов РФ и не могут превышать 2,2 %. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговые льготы по налогу на имущество организаций определены в ст. 381 Налогового кодекса.

Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Порядок и сроки уплаты налога. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта РФ не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают исчисленную сумму налога.

Налоговая отчетность.

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу. Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Источник: https://be5.biz/pravo/n004/16.html

Виды налогов и сборов в РФ. Полномочия органов государственной власти и муниципальных органов по установлению налогов и сборов

Налоги и сборы субъектов рф
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Налоговое право » Общие положения » Виды налогов и сборов в РФ. Полномочия органов государственной власти и муниципальных органов по установлению налогов и сборов

Опыт нашей команды по установлению налогов и сборов более 20 лет. Руководитель практики Захарова Е.А. Записаться на удаленную консультацию

Виды налогов и сборов в РФ включают в себя 3 категории.

Организованная на понятных и прозрачных принципах система налогов и сборов служит существенным подспорьем в исполнении гражданами и юридическими лицами своих обязанностей по внесению обязательных платежей.

Ст. 72 Конституции РФ относит установление принципов налогообложения к совместному предмету ведения центра и регионов. В связи с этим обстоятельством, возникают вопросы, касающиеся порядка разграничения платежей, поступающих в разные бюджеты.

Другой проблемой служит иерархия актов, которые принимают федеральные, региональные и местные власти в налоговой сфере. Основные возможные коллизии разрешаются нормами главы 2 НК.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации включают 3 звена. К ним относятся следующие элементы системы:

  • федеральные обязательные платежи;
  • региональные налоги и сборы;
  • платежи, установленные на территории муниципальных образований.

В число первых входят платежи, установленные на территории всей страны. Ко вторым относятся налоги и сборы, подлежащие уплате проживающими в том или другом регионе лицами. В случае с местными платежами, соответствующая обязанность распространяется на резидентов этого муниципалитета.

Критерием для разграничения выступает не тот бюджет, в который перечисляется платеж, а территория на которой действуют установленные правила, определяющие элементы налога и сбора.

Конкретные виды налогов и сборов, входящих в каждый элемент системы, могут меняться путем корректировки законодательства РФ.

Закон запрещает устанавливать какие-либо дополнительные платежи, кроме предусмотренных в НК. В противном случае, существовал бы риск хаотичного развития системы налогов и сборов. Это бы существенно затруднило реализацию принципов свободы экономической деятельности.

Федеральные налоги и сборы

Обязательные платежи, внесение которых должно осуществляться в бюджет центра, установлены в ст. 13 НК. В их число входят:

  • НДС;
  • все предусмотренные в РФ акцизы;
  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДПИ;
  • водный налог;
  • сборы, связанные с пользованием объектами животного мира, а также объектами водных биоресурсов;
  • все виды госпошлины.

Все эти платежи отнесены к общенациональному уровню по причине того, что решения по их установлению связаны с реализацией федеральной фискальной и экономической политики. Предполагается, что централизация позволит добиться наиболее эффективного управления в указанных сферах.

Главным принципом этой части системы налогов служит единство правил на всей территории государства. Субъекты, проживающие на территории любого региона или муниципалитета в России, вносят обязательные платежи, основные элементы которых (ставка, объект налогообложения, расчетный период, база, порядок расчета, а также уплата и ее сроки) имеют идентичные характеристики.

Из этого правила существует единственное исключение. Они касаются системы специальных налоговых режимов для лиц, соответствующих определенным критериям. Их перечень приведен в ст. 18 НК. К таким режимам относится единый сельскохозяйственный налог, УСН, ЕНВД, патенты, а также соглашения о разделе продукции.

Региональные налоги и сборы

Перечень налогов, отнесенных к региональному уровню системы, включает налог на прибыль организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес. Все эти платежи отличает то, что их отдельные элементы отражают специфику субъектов РФ.

Хорошим примером служит налог на игорный бизнес. Действующий закон разрешает осуществление такой деятельности только в отдельных регионах. По этой причине, нет необходимости закреплять правила налогообложения для таких лиц на территории остальной страны.

Транспортный налог также связан со спецификой регионов. Им предоставлено право самостоятельно решать вопрос о количественных показателях налогообложения. Это объясняется различной плотностью транспортного потока, а также степенью развития альтернативных способов перемещения в субъектах РФ.

Местные налоги и сборы

К числу платежей, устанавливаемых решениями органов власти на местном уровне, относят торговый сбор, земельный налог, а также налог на имущество физических лиц.

Как и в случаях с региональными налогами и сборами, критерием для передачи их на локальный уровень служит близость объектов налогообложения. Экономическое положение каждого муниципалитета может существенно отличаться.

В частности, критерием для размера земельного налога и налога на имущество физических лиц выступает кадастровая стоимость участков и недвижимости. Она связана с рыночной ценой.

Поэтому считается, что местные власти гораздо более точно и быстро примут соответствующие обстановке решения.

А если соответствующие правомочия оставить у государственной власти, то процесс регулирования существенно усложнится.

Полномочия органов государственной и муниципальной власти по установлению обязательных платежей

Действующее законодательство устанавливает основной принцип, по которому принимаются акты, устанавливающие обязанности уплаты налогов. Это возможно только на основании соответствующих решений представительный органов муниципальной и государственной власти.

Для этого есть 2 основные причины. Первая является политической и заключается в том, что члены представительных органов получают мандат доверия от граждан на выборах. Второй причиной служит важность обеспечения простой и прозрачной системы налогов, чему помешало бы большое число ведомственных актов, устанавливающих эти платежи.

В отличие от общей иерархии актов, которая предусматривает подчинение региональных актов федеральным, а муниципальных региональным, НК вводит 2-звенную структуру.

Особенностью такой системы является определение базовых параметров платежей на федеральном уровне, а остальных – на региональном и местном.

При этом, законодательство субъектов РФ и решения муниципалитетов по налоговым вопросам не предусматривают подчинение последних первым.

Полномочия федеральных органов власти

Несмотря на то, что основы системы налогов в России предполагают разделение по уровня, центр обладает весьма широкими полномочиями. Помимо установления всех элементов федеральных платежей, ему предоставлено право принимать базовые нормы, касающиеся налогов и сборов на остальных уровнях.

Обязательным основанием для возникновения обязанностей по их уплате является включение последних в налоговый кодекс. В базовом документе определяется часть обязательных элементов налогов и сборов (все не отнесенные к полномочиям региональных и местных властей).

Все законы, принимаемые Государственной Думой, должны носить характер поправок в НК.

Полномочия региональных и местных органов власти

Региональным парламентам (думам, законодательным собраниям и др.) предоставлено право принимать законы по налоговым вопросам в рамках, которые предусматривает НК.

По общему правилу, представительные органы в субъектах РФ вправе принимать решения о налоговых ставках, а также о порядке и сроках их внесения в бюджет, если такие положения не были установлены нормами НК. Кроме того, региональным парламентам может предоставляться право установить льготы и особенности определения налоговой базы. При этом, должны соблюдаться рамки, заданные НК.

Если в субъекте РФ отсутствует деление на муниципалитеты (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), вопросы, касающиеся местных налогов, решаются представительными органами регионов.

Решения об установлении местных налогов и сборов принимается представительным органом муниципалитета, на основании требований НК. На этом уровне решению подлежат вопросы, аналогичные для региональных налогов и сборов.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/vidy-nalogov-i-sborov-v-rf.-polnomochiya-organov-gosudarstvennoj-vlasti-i-municipalnyh-organov-po-ustanovleniyu-nalogov-i-sborov.html

Налоги и сборы субъектов российской федерации

Налоги и сборы субъектов рф

Транспортный налог

Транспортный налог устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ об этом на­логе и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

В финансовую компетенцию субъекта РФ входит определе­ние ставки транспортного налога в пределах, установленных НК РФ, порядка и сроков уплаты, установление формы отчет­ности по налогу. При установлении налога законами субъек­тов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и ос­нования для их использования налогоплательщиком.

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистриро­ваны транспортные средства.

Объектом транспортного налога признаются следующие транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пнев­матическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплохо­ды, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, мотор­ные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства

Налоговым законодательством из объектов обложения транспортным налогом исключены: весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.; ав­томобили легковые, специально оборудованные для использо­вания инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью

600 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

двигателя до 100 л. с.

(до 73, 55 кВт), полученные (приобретен­ные) через органы социальной защиты населения в установлен­ном законом порядке; промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного веде­ния или оперативного управления) организаций, основным ви­дом деятельности которых является осуществление пассажир­ских и (или) грузовых перевозок; тракторы, самоходные ком­байны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для пере­возки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помо­щи, технического обслуживания), зарегистрированные на сель­скохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяй­ственной продукции; транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законода­тельно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Налоговая база данного обязательного платежа зависит от вида объекта налогообложения и определяется следующим об­разом:

в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

в отношении водных несамоходных (буксируемых) транс­портных средств, для которых определяется валовая вмести­мость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;

в отношении иных водных и воздушных транспортных средств — как единица транспортного средства.

Налоговый период транспортного налога составляет один календарный год.

Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности дви­гателя или валовой вместимости транспортных средств, катего­рии транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу

Глава 22. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации 601

мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Критерии расчета ставок транспортного налога опре­делены НК РФ. Однако законами субъектов РФ налоговые ставки могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в пять раз.

В финансовую компетенцию субъектов РФ входит также право на установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования этих транспортных средств.

Порядок исчисления суммы транспортного налога зависит от категории налогоплательщиков. Налогоплательщики-орга­низации исчисляют сумму налога самостоятельно.

Сумма нало­га, подлежащая уплате налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании све­дений, получаемых от органов государственной регистрации транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налог на игорный бизнес

\ Налог на игорный бизнес взимается с предпринимательской

деятельности, связанной с извлечением доходов в виде выигры­ша, платы за проведение азартных игр или пари.

Плательщиками налога на игорный бизнес признаются ор­ганизации или индивидуальные предприниматели, осуществ­ляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Объектами налога на игорный бизнес являются: игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы. Названные объекты подлежат постановке на налого­вый учет не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта.

Регистрация производится налоговым орга­ном на основании заявления налогоплательщика с обязатель­ной выдачей в течение пяти дней свидетельства о регистрации объекта налогообложения.

Также регистрации в налоговых ор­ганах подлежит любое изменение количества объектов налого­обложения.

602 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

Налоговая база налога на игорный бизнес определяется от­дельно по каждому объекту как общее количество игровых сто­лов, игровых автоматов, касс тотализаторов, касс букмекерских контор, используемых налогоплательщиком.

Налог уплачивается ежемесячно по ставкам, устанавливае­мым субъектами РФ. Налоговый кодекс РФ предоставляет за­конодательным органам власти субъектов РФ право самостоя­тельно определять размер ставок налога в следующих пределах:

за один игровой стол — от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;

за один игровой автомат — от 1500 до 7500 руб.;

за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — от 25 тыс. до 125 тыс. руб.

В случае, если законом субъекта РФ не установлены ставки, налог на игорный бизнес считается установленным по мини­мальным ставкам.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоя­тельно и фиксируется в налоговой декларации, которая пред­ставляется в налоговый орган ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Особенностью правового режима налога на игорный бизнес является наличие специальных составов налоговых правонару­шений и мер ответственности, которые обособлены от гл. 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их со­вершение» НК РФ. Статья 366 НК РФ устанавливает ответст­венность за непостановку на налоговый учет объектов налога на игорный бизнес.

Подобные противоправные деяния наказы­ваются взысканием штрафа в трехкратном размере ставки на­лога, установленной для соответствующего объекта налогооб­ложения. Повторное совершение аналогичного деяния влечет взыскание штрафа в шестикратном размере.

Поскольку ставки налога на игорный бизнес детализируются региональным зако­нодательством, то сумма налоговой санкции поставлена в зави­симость от волеизъявления представительного органа соответ­ствующего субъекта РФ.

Такой подход федерального налогово­го законодательства подчеркивает региональный статус налога на игорный бизнес, так как осуществление предприниматель­ской деятельности без постановки объектов на налоговый учет причиняет имущественный вред бюджетам субъектов РФ. Та­ким образом, специфика налога на игорный бизнес заключает-

Глава 22. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации 603

ся в наличии специального состава налогового правонаруше­ния и его закреплении в гл. 29 «Налог на игорный бизнес» Осо­бенной части НК РФ.

§ 3. Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций установлен гл. 30 НК РФ и детализируется законами субъектов РФ. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы власти субъек-|тов РФ имеют право определять налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму этчетности об исполнении налоговой обязанности.

Налог на имущество уплачивают: российские организации; виностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на тер­ритории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответст­вии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, является движимое и недвижи­мое имущество, относящееся к объектам основных средств. Примечательно, что российское налоговое законодательство обязывает иностранные организации вести учет объектов нало­га на имущество по правилам бухгалтерского учета, установлен­ным нормативными правовыми актами РФ.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации че­рез постоянные представительства, признается недвижимое имущество, принадлежащее указанным организациям на праве собственности и находящееся на территории Российской Феде­рации.

Не признаются объектами налога на имущество организа­ций объекты природопользования (водные и другие природные

г

604 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

ресурсы), земельные участки, а также имущество, принадлежа­щее на праве хозяйственного ведения или оперативного управ­ления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба при условии, что это имущество используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасно­сти и охраны правопорядка.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества организации. При определении налоговой базы рос­сийских организаций и иностранных организаций, осуществ­ляющих деятельность через постоянные представительства, имущество учитывается по его остаточной стоимости.

Недви­жимое имущество иностранных организаций, не осуществляю­щих свою деятельность через постоянные представительства, учитывается по инвентаризационной стоимости этих объектов, которая определяется органами технической инвентаризации.

В этой связи налоговое законодательство обязывает уполномо­ченные органы и специализированные организации, осуществ­ляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недви­жимого имущества, сообщать в налоговые органы сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта в тече­ние 10 дней со дня его оценки или переоценки.

Налоговая база определяется налогоплательщиком само­стоятельно и рассчитывается отдельно относительно каждого объекта налогообложения. Имущество организации не всегда может фактически находиться на территории одного субъек­та РФ. Для таких случаев п. 2 ст.

376 НК РФ установлено пра­вило, согласно которому при нахождении объекта недвижимого имущества на территориях разных субъектов РФ либо на терри­тории субъекта РФ и в территориальном море, на континен­тальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъ­екте РФ в части, пропорциональной доле стоимости этого объ­екта недвижимости на территории каждого субъекта РФ.

Налог на имущество организаций уплачивается ежегодно авансовыми платежами за первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Однако субъект РФ вправе не уста­навливать взимание авансовых платежей.

Глава 23. Местные налоги и сборы

Налог на имущество организаций уплачивается по ставкам, устанавливаемым законами субъектов РФ. Налоговый ко­декс РФ определяет только верхнюю границу налоговой став­ки — 2,2%.

Федеральное налоговое законодательство разрешает субъектам РФ устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков млн имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Особенностью правового режима налога на имущество орга­низаций является наличие большого количества льгот, преду­смотренных ст. 381 НК РФ.

Так, освобождаются от налогооб­ложения: организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; религиозные организа­ции; общероссийские общественные организации инвалидов; организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции. Не включаются в число объектов налога на имущество: памятники истории и культуры федерального значения, объекты социально-культур­ной сферы, используемые для нужд культуры и искусства, об­разования, физической культуры и спорта, здравоохранения и юциального обеспечения; имущество специализированных ротезно-ортопедических предприятий, коллегий адвокатов, .вокатских бюро и юридических консультаций, государствен­ных научных центров и др.

Глава23 МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s52435t6.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.