Налог на прибыль исковая давность

Содержание

Срок давности по налогам в 2021 году

Налог на прибыль исковая давность

Под исковой давностью подразумевается временной период, предоставляемый лицу, права которого были нарушены. В чем же ее суть? А суть в том, что по истечении этого времени истцу вполне могут отказать в восстановлении прав. Более того, основанием для судебного отказа будет именно пропуск указанных сроков.

На заметку! Есть ли что-либо подобное в налоговых законах? Можно ли, не выплатив налоги, через пять-десять лет освободиться от претензий налоговиков, требующих погашения задолженности?

Срок исковой давности по налогам в 2021 году

Начать следует с того, что законом не предусмотрены конкретные общие положения касаемо освобождения от обязательств при пропуске определенных сроков для всех субъектов, которые должны платить налоги.

Касается это исключительно двух типов налогов:

  • налог на собственность физ. лиц;
  • транспортный налог.

Отдельно следует поговорить о переплате по штрафам, пеням и самим налогам – они (переплаты) могут быть:

  • возвращены плательщику;
  • зачтены в счет дальнейших платежей.

Если переплата была установлена фискальным органом, то тот обязан уведомить об этом плательщика на протяжении десяти дней. Плательщик, соответственно, может или прийти за возвратом переплаты, или написать заявление на ее зачет.

На заметку! Выплата переплаченной суммы в случае вины плательщика проводится на протяжении трех лет после ее установления, о чем говорится в 78 статье Налогового кодекса. Если же в переплате виновен налоговый орган, то плательщик может как потребовать определенную сумму, так и обратиться за помощью в судебную инстанцию.

В 2021 году документальная внеплановая проверка осуществляется, в том числе, по таким основаниям, как:

  • представление налогоплательщиком в установленном порядке контролирующему органу возражения к акту проверки;
  • или жалобы на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, —

в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов соответствующей проверки или отмены принятого по ее результатам налогового уведомления-решения в случае, если налогоплательщик в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки.

Такая проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали предметом обжалования.

Приказ о проведении документальной внеплановой проверки по основаниям, указанным в настоящем подпункте, выдается:

  • в случае рассмотрения возражения к акту проверки, — контролирующим органом, который проводил проверку;
  • при проведении процедуры административного обжалования — контролирующим органом высшего уровня, который рассматривает жалобу налогоплательщика.

Срок исковой давности по налогам для физических и юридических лиц

Согласно новой редакции статьи 109 Налогового Кодекса Украины налоговым правонарушением является противоправное, виновное (в случаях, прямо предусмотренных этим Кодексом) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика (в том числе лиц, приравненных к нему), контролирующих органов и / или их должностных (служебных) лиц, других субъектов в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

Деяния считаются совершенными умышленно, если существуют доказанные контролирующим органом обстоятельства, свидетельствующие, что налогоплательщик нарочно, целенаправленно создал условия, которые не могут иметь другой цели, кроме как неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, установленных настоящим Кодексом и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Лицо может быть привлечено к финансовой ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии в ее деянии (действии или бездействии) вины, кроме случаев, предусмотренных Налоговым Кодексом. В то же время, контролирующие органы несут ответственность за совершение налоговых правонарушений независимо от наличия вины.

Лицо считается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что оно имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, однако не приняло достаточных мер по их соблюдению.

Принятые налогоплательщиком меры по соблюдению правил и норм налогового законодательства считаются достаточными, если контролирующий орган не докажет, что, совершая определенные действия или допуская бездействие, за которые предусмотрена ответственность, налогоплательщик действовал глупо, недобросовестно и без должной осмотрительности.

При наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, размер штрафа составляет 50 процентов от размера, установленного соответствующей статьей Налогового Кодекса.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность лица за совершение правонарушений, относятся:

  • совершение деяния под влиянием угрозы, принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • совершение деяния при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • самостоятельное сообщение налогоплательщиком про совершенное им правонарушение.

Контролирующий орган может признать обстоятельствами, смягчающими ответственность лица, также и другие обстоятельства.

Заметьте: налогоплательщик освобождается от ответственности за нарушение налогового законодательства в случае совершения деяния (действия или бездействия) лицом, действующим в соответствии с индивидуальной налоговой консультацией, предоставленной такому налогоплательщику в бумажной или электронной форме, при условии, что такая консультация зарегистрирована в едином реестре индивидуальных налоговых консультаций, или обобщающей налоговой консультацией и / или заключением объединенной палаты, Большой палаты Верховного Суда по применению нормы права, от которого в дальнейшем было отступлено.

Контролирующие органы несут ответственность за совершение налоговых правонарушений должностными (служебными) лицами таких контролирующих органов.

Лицо, чьи права и / или законные интересы нарушены, имеет право на возмещение вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц.

Вред, причиненный противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц, признаваемых налоговыми правонарушениями, возмещается в полном объеме в порядке, предусмотренном законодательством о возмещении вреда.

Вред, причиненный противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц, может включать:

  • стоимость утраченного, поврежденного или уничтоженного имущества налогоплательщика, определенную в соответствии с требованиями законодательства;
  • дополнительные расходы, понесенные налогоплательщиком в результате противоправных решений, действий или бездействия контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц (штрафные санкции, уплаченные контрагентам налогоплательщика, стоимость дополнительных работ, услуг, дополнительно израсходованных материалов и т.п.);
  • документально подтвержденные расходы, связанные с административным и / или судебным обжалованием (кроме сумм, подлежащих возмещению в порядке распределения судебных расходов по процессуальному законодательству) незаконных (противоправных) решений, действий или бездействия контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц (юридическое сопровождение, не связанное с защитой, предоставленной адвокатом, командировки работников или представителей налогоплательщика, привлечение экспертов, получение необходимых доказательств, изготовление копий документов и т.д.). Сумма такого возмещения не должна превышать 50 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января календарного года, в котором принимается соответствующее судебное решение или решение другого органа, в предусмотренных законом случаях.

Вред, причиненный налогоплательщику вследствие налогового правонарушения контролирующего органа, возмещается по решению суда.

Лицо, чьи права нарушены, вправе заявить требования о возмещении вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц в размере одной минимальной заработной платы, установленной на дату признания таких решений, действий или бездействия незаконными в порядке, предусмотренном законодательством. В таком случае доказыванию подлежит только противоправность решений, действий или бездействия в отношении лица. Налоговые нарушения, возмещение вреда за совершение которых допускается вследствие доказывания лишь факта его совершения предусмотрены п.128.2 ст.128 НКУ.

Начисление пени начинается:

  1. при начислении контролирующим органом налогового обязательства в установленных настоящим Кодексом случаях, не связанных с проведением проверки, или при начислении контролирующим органом денежного обязательства, определенного по результатам проверки — начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты налогоплательщиком такого обязательства, определенного в налоговом уведомлении-решении;
  2. при начислении контролирующим органом по результатам проверки налогового обязательства и / или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, в случае выявления его занижения — на сумму такого занижения, начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты налогоплательщиком этого обязательства за соответствующий налоговый (отчетный) период, в отношении которого выявлено занижение, и за весь период занижения (в том числе за период административного и / или судебного обжалования)
  3. при начислении суммы денежного обязательства, определенного налогоплательщиком или налоговым агентом, в том числе в случае внесения изменений в налоговую отчетность в результате самостоятельного выявления налогоплательщиком ошибок в соответствии со статьей 50 Налогового Кодекса, — по истечении 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства.
  4. при выявлении контролирующим органом по результатам проверки занижения налоговым агентом налогового обязательства при начислении (выплате) налогооблагаемого дохода в пользу нерезидентов или других налогоплательщиков и / или несвоевременной уплаты, неуплаты (неперечисления) налоговым агентом удержанных (начисленных) налогов до или во время выплаты налогооблагаемого дохода в пользу нерезидента или иного налогоплательщика — начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем ​​предельного срока уплаты налоговым агентом суммы налогового обязательства;
  5. в случае несвоевременного возврата излишне / ошибочно уплаченных платежей, а также несвоевременного возмещения сумм налога на добавленную стоимость — начиная с первого дня, следующего за последним днем ​​предельного срока возврата таких средств.

295 грн. у місяць

Онлайн бухгалтерія

для ФОП і малого бізнесу

перші 30 днів безкоштовно!

Срок давности по налогам в 2021 г

В силу п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения нарушения применяется по всем налоговым правонарушениям, кроме предусмотренных в ст. 120, 122, 129.3 и 129.5 НК РФ. В отношении налоговых правонарушений из названных статей кодекса срок давности исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

https://www.youtube.com/watch?v=WhzGFAF0qHI\u0026t=354s

В частности, на основании ст.

122 НК РФ ответственность предусмотрена за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ.

Таким образом, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов), вызванная указанными действиями, является налоговым правонарушением. Согласно ст. 113 НК РФ к ответственности за это нарушение можно привлечь в течение срока давности, который исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Источник: http://ttclub24.ru/yurist/8557-srok-davnosti-po-nalogam-v-2021-godu.html

Срок исковой давности по налогу на прибыль

Налог на прибыль исковая давность

ФНС России на своем официальном сайте напомнила, что привлечь налогоплательщика к ответственности за неуплату налогов можно в течение трех лет с начала налогового периода, следующего за тем, в котором совершено правонарушение.

Налоговое ведомство рассмотрело конкретный пример, в котором налогоплательщик обжаловал решение ФНС России от 30 мая 2016 года о привлечении к ответственности за неуплату налога на прибыль организаций за 2012 год на основании окончания срока исковой давности по данному правонарушению.

Однако представители ФНС России пояснили, что в данном случае срок уплаты налога установлен до 28 марта 2013 года. То есть правонарушение состоялось уже в 2013 году, а значит, срок давности привлечения к ответственности начинается с 1 января 2014 года и заканчивается 31 декабря 2016 года.

А следовательно, решение в отношении налогоплательщика признано правомерным.

Указанный вывод согласуется и с судебной практикой (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Напомним, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора), а также в размере 40%, если неуплата произошла умышленно (п. 1-2 ст. 122 НК РФ).

Исчисление срока давности в данном случае начинается со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. При этом, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности) (ст.

113 НК РФ).

Следует помнить, что «соответствующий налоговый период» в целях применения ст. 113 НК РФ – это период уплаты соответствующего налога.

Как исчисляется срок давности по налогам для юридических лиц

Каждая юридическая организация обязана платить налог в бюджетную систему в соответствии с законодательством РФ. Если организация не платит налог по каким-либо причинам, то налоговая служба может подать в суд за несоблюдение законодательства. Но организации не всегда оплачивают всю сумму задолженности, следовательно, остается не оплаченная сумма за должником.

У многих организаций возникает вопрос: есть ли срок давности по налогам в бюджет?

Срок давности по налогам для индивидуальных предпринимателей (ИП) законодательством не установлен и списывается в случаях:

  • если индивидуальный предприниматель признан банкротом;
  • если индивидуальный предприниматель умер.
  • период, в течение которого налоговая служба может направить уведомление налогоплательщику об отсутствии оплаты (недостаточной оплаты) налога в бюджет;
  • период, в течение которого налогоплательщик может добровольно оплатить (доплатить) сумму налога в бюджет, которая не была оплачена в предусмотренный законодательством срок;
  • период, в течение которого налоговая служба имеет право обратиться в суд за взысканием с налогоплательщика всей неоплаченной суммы налога в бюджет.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

В течение какого срока налоговая служба имеет право взыскать задолженность

Налогоплательщик, получив акт сверки расчетов с бюджетом, может обнаружить задолженность по налогам, которая за предприятием числится более трех лет. Соответственно, каждого бухгалтера интересует, что делать с этой задолженностью? Можно ли задолженность списать: если да, то как это сделать?

Рассмотрев нормы Налогового кодекса, перечисленные в статье 59 НК РФ, можно сделать вывод, что основанием для списания задолженности по налогам является судебный акт. И только судебный акт лишает налоговый орган права взыскать налоговую задолженность в связи с истечением установленного срока для ее взыскания.

https://www.youtube.com/watch?v=rOj2DKOtaYQ

Но прежде чем обращаться в суд, необходимо разобраться с задолженностью, которая числится на лицевом счете. В течение какого срока налоговая служба имеет право взыскать задолженность? Порядок и сроки взыскания задолженности указаны в статьях 46, 47, 69, 70, 75 НК РФ.

Налоговая служба имеет право обратиться в суд за взысканием задолженности по налогам за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на расчетном счете, в течение шести месяцев или за счет имущества в течение двух лет с даты истечения срока, установленного в требовании, направленного налогоплательщику для оплаты задолженности. Срок считается с даты, указанной в требовании направленного налогоплательщику.

Срок в течение которого налоговая служба должна направить требование об оплате:

  • если недоимка выявлена в результате камеральной проверки, то требование об оплате направляется в течение 10-ти рабочих дней с момента вступления в силу Решения по акту проверки;
  • в других ситуациях требование об оплате направляется в течение 3-х месяцев со дня выявления недоимки.

Как списывается задолженность по налогам

Итак, организация решила направить исковое заявление в суд для получения судебного акта, на основании которого налоговая служба спишет задолженность по налогам в бюджет в лицевом счете. Первое, что нужно сделать, это получить справку о расчетах с бюджетом, в которой будет указана задолженность.

  • признать незаконным действия налогового органа, указывающие в справке задолженность перед бюджетом, которую не имеют право взыскать;
  • обязать налоговую службу выдать справку, не содержащую задолженность перед бюджетом.

Рассмотрев дело, суд может принять решение:

  • обязать налоговый орган выдать справку, в которой будет указано на то, что налоговая служба утратила возможность по взысканию задолженности по налогам;
  • выдать справку без указания задолженности по налогам;

В любом случае получим решение, в котором будет указано на невозможность взыскания задолженности налоговыми органами.

Теперь, предоставив в налоговую инспекцию решение суда и сопроводительное письмо, на основании которого налоговики в течение 5-ти рабочих дней должны составить справку о задолженности по утвержденной форме и в течение 1-го рабочего дня принять решение о признании задолженности не реальной к взысканию и ее списания. Порядок списания задолженности нереальной к взысканию, установлен Приказом ФНС РФ от 19 августа 2010 года № ЯК-7-8/[email protected] [1]

Но если же сумма задолженности не велика, то организация может принять решение просто заплатить задолженность по налогам и получить справку об отсутствии задолженности перед бюджетом.

Источник: https://fiexp.ru/srok-iskovoj-davnosti-po-nalogu-na-pribyl/

Как и в какой срок налоговый орган может взыскать задолженность по налогам?

Налог на прибыль исковая давность

Налоговая служба в последнее время применяет все возможные инструменты для обеспечения уплаты налогов в срок. Один из таких инструментов – взыскание недоимки и штрафов по налогам. Однако привлечь к ответственности должника можно только в ограниченный период времени. Какие бывают сроки давности по налогам и как они рассчитываются – мы разобрались и делимся с вами.

Уплата начисленных налогов и сборов – это прямая обязанность налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ четко регламентирует порядок определения суммы налога и сроков его уплаты.

Пропуская эти сроки, не уплачивая налог или уплачивая его в полном объеме, налогоплательщик совершает налоговое правонарушение. Соответственно, налоговые органы имеют полное право взыскивать эту сумму в рамках действующего законодательства. Однако существуют определенные ограничения по срокам.

В гражданско-правовом законодательстве установлен срок исковой давности – это период (максимум в 3 года), в течение которого можно оспорить нарушение права по иску. Однако гражданское законодательство в части исковой давности не распространяется на налоговые отношения – тут важнее Налоговый кодекс.

Налоговым кодексом РФ устанавливается 2 вида сроков давности для налогоплательщиков:

  • срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения – означает, что если правонарушение произошло более 3 лет назад, то за него привлечь к ответственности уже нельзя;
  • срок исковой давности – означает, что налоговая может подать в суд для взыскания долга в течение 6 месяцев или 2 лет (при соблюдении некоторых условиях, о которых речь пойдет дальше) после оповещения должника.

Таким образом, важно понимать разницу между сроком исковой давности и сроком давности привлечения к ответственности.

Эти 2 срока отсчитываются независимо друг от друга. Например, если суд будет длиться больше 3 лет, то дело будет закрыто – суд просто не сможет принять решение о взыскании. При этом обязанность заплатить налог не исчезает даже по истечении 3 лет – долг продолжает числиться за налогоплательщиком, только его не получится взыскать.

Полностью списан долг может быть, например, в случае принятия судом решения о невозможности его взыскать. Тогда задолженность признается безнадежной к взысканию, после чего в соответствии с Налоговым кодексом ее списывают.

Стоит отметить, что срок в 3 года применяется не только к задолженности по уплате налогов, штрафов и пеней. Этот срок применим к ответственности за разные налоговые правонарушения, в том числе:

  • нарушения правил регистрации;
  • непредставление отчетности;
  • подача декларации несоответствующим законодательству способом;
  • нарушения правил ведения налогового учета, и т.д.

Срок исковой давности в 6 месяцев или 2 года касается непосредственно взыскания недоимки по налогам.

Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности

Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.

Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:

  • в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
  • во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.

Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.

Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.

Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:

  • 2018 год – налоговый период;
  • до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
  • при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
  • 2020 год – первый год;
  • 2021 год – второй год;
  • 2022 год – третий год;
  • с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.

Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.

Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:

  • уплата суммы задолженности;
  • ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
  • смерть физического лица;
  • принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).

Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).

Важно, что если налоговой службой или судом было принято решение о привлечении должника к ответственности, и на момент принятия этого решения 3 года не прошли, то исполнить решение придется. Считается, что сам факт принятия решения о привлечении к ответственности прерывает 3-летний срок.

Как рассчитывается срок исковой давности по налогам

Срок исковой давности по налогам нужен для того, чтобы сотрудники налоговой службы могли оповестить плательщика о наличии долга, а в случае, если он не отреагирует – подать иск в суд.

Прежде всего стоит учесть, что с организаций или ИП налоговая может взыскать долг, даже не обращаясь в суд – в бесспорном порядке. Считается, что если в ИФНС начислили долг, то предприниматель должен его оплатить без всяких вопросов.

В этом случае после отказа заплатить налоги по требованию, налоговая издает решение о взыскании долга, затем направляет платежное требование в банк, где открыты счета должника. Если на счетах должника есть достаточная сумма, то ее банк обязан ее перечислить на указанный счет бюджетной системы.

Зачем нужен код ОКТМО?

С обычных граждан (которые не являются ИП) взыскать долг можно только в судебном порядке. Для этого в ИНФС должны прежде всего выставить требование об уплате налога должнику.

Однако общий процесс сложный и включает в себя несколько этапов:

  • сначала налоговая «обнаруживает» недоимку. Происходит это автоматически на следующий день после окончания срока для оплаты (разумеется, если налог не был уплачен);
  • затем ИФНС выставляет требование об уплате налога. Выставляют его в течение 3 месяцев после того, как долг обнаружен (для долгов меньше 500 рублей этот срок составляет 1 год). Есть несколько особенностей, связанных с доначислением налогов по итогам проверки, но это относится скорее к организациям. В требовании об уплате указывается сумма долга, пояснение о его происхождения, реквизиты для уплаты и предельный срок для оплаты (если срок не указан, он равен 8 рабочим дням).
  • если в течение 2 месяцев после того, требование было направлено должнику, он не оплатил долг, то принимается решение о взыскании. Подать в суд ИФНС может в течение 6 месяцев после даты, указанной в требовании. С учетом 2 месяцев ожидания остается 4 месяца.

Срок в 6 месяцев касается случаев, когда ИФНС взыскивает денежные средства в сумме более 3 000 рублей. Если объектом взыскания будет другое имущество, срок составит до 2 лет.

А при сумме долга меньше 3 000 рублей налоговая будет «ждать», пока сумма превысит это значение, но не больше 3 лет. Если и через 3 года долг будет меньше 3 тысяч, в суд подадут для взыскания накопленной суммы. Но с учетом срока давности привлечения к ответственности (3 года), взыскать долг будет фактически невозможно.

Таким образом, после получения из ИНФС требования об уплате налогов его нужно исполнить обычно в течение 8 рабочих дней. В противном случае, через 2 месяца стоит ждать повестки в суд.

В каких случаях срок исковой давности может быть увеличен

Итак, после возникновения долга в течение 3 месяцев налоговая может выставить требование, если его не оплатить – то еще через 2 месяца может подать в суд.

Но бывает так, что ИФНС не подает в суд на должника в установленный срок. Причин может быть несколько, основная из них – сильная загруженность налоговиков, которые не всегда могут найти время для взыскания долга в несколько тысяч рублей.

В этом случае, выждав все сроки исковой давности (то есть, 6 месяцев со дня, указанного в требовании), должник думает, что освободился от своего долга. Однако срок исковой давности может быть восстановлен судом.

Основное условие для того, чтобы суд принял такое решение – это то, что сроки исковой давности были пропущены по уважительной причине. В каждом конкретном случае причины восстановления срока рассматриваются индивидуально.

При этом Пленум Высшего арбитражного суда указывает, какие причины суд не сможет принять для восстановления сроков исковой давности:

  • задержки из-за согласования с руководством вопроса о подаче судебного иска;
  • командировка или отпуск ответственного сотрудника ИФНС;
  • смена руководства или иные кадровые перестановки в налоговой;
  • другие внутренние организационные причины.

Поэтому, если ИФНС подаст иск в суд после окончания установленных сроков, суд будет смотреть – насколько уважительной была причина для задержки.

Срок давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения продлеваться или восстанавливаться не может. Поэтому, если прошло больше 3 лет – то в любом случае налоговый орган не сможет принять решение о взыскании, или это решение будет легко обжаловать в суде.

Источник:

Срок исковой давности по налогам физических лиц, исковая давность по налогу на прибыль ИП, юридических лиц

НК РФ устанавливает обязательство всех граждан платить обязательные сборы в казну государства. При нарушении сроков оплаты налоговый орган имеет право принять меры по принудительному возврату средств. Законом определены временные рамки для предъявления неплательщику претензий. Какой срок исковой давности по налогам для физических и юридических лиц, и как происходит взыскание недоимки?

Есть ли срок давности по налогам

Как показывает практика, налоговики нередко вспоминают про старые долги граждан по сборам и требуют уплаты долга за прошлые года. Насколько правомерны подобные действия, и в течение какого времени инспекция может выдвинуть требование об уплате налога?

Срок исковой давности по налогам – допустимый период, в рамках которого возможно принудительное взимание задолженности. Процедура удержания с нарушителя денежных средств возможна на основании судебного документа и в том случае, если ФНС успела обратиться в суд до истечения срока давности.

Понятие давности срока взыскания налогов с физлиц в российском законодательстве весьма размыто. Порядок разбирательства с должником и сроки предъявления претензий зависят от ряда факторов:

  • статуса;
  • типа сбора;
  • величины долга.

На вопросы порядка решения споров по сборам и есть ли срок давности по налогам, могут ответить несколько статей Налогового Кодекса РФ – 113, 46, 47 и 70.

Согласно этим статьям, период привлечения к ответственности равен 3 годам. Данный период времени дается на то, чтобы в принудительном порядке истребовать с нарушителя неуплаченную им сумму сборов.

Не нужно путать этот срок с периодом, в течение которого ФНС имеет право на обращение в суд.

Источник: https://kadet1778.ru/zashhita-prav-potrebitelej/kak-i-v-kakoj-srok-nalogovyj-organ-mozhet-vzyskat-zadolzhennost-po-nalogam.html

БухВЕСТИ.РФ – Налог на прибыль: налоговые санкции и срок давности привлечения к налоговой ответственности

Налог на прибыль исковая давность

Егорова С. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Каков порядок взыскания налоговой санкции? Как определяется срок давности привлечения к налоговой ответственности? Когда истекает срок давности при занижении облагаемой базы по налогу на прибыль?

Порядок взыскания налоговой санкции

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Такое определение дано в п. 1 ст. 114 НК РФ. Названной статьей регламентирован и порядок ее взыскания.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ.

К сведению: размеры штрафов за совершение налогового правонарушения установлены в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и иных существенных обстоятельств.

Например, за правонарушения, предусмотренные п. 1 ст. 119, п. 3 ст. 120, ст. 122, 122.1, 123, 129.3, 129.5 НК РФ, размеры штрафов установлены в процентном отношении от суммы неуплаченного (неудержанного или неперечисленного) налога.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, закрепленным в соответствующей статье НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ).

К сведению: смягчающие обстоятельства перечислены в п. 1 ст. 112 НК РФ, однако те, что прямо поименованы в этом пункте, касаются физических лиц.

https://www.youtube.com/watch?v=GQkct1jnWeM

При этом пп. 3 указанной нормы установлено, что суд или налоговый орган, рассматривающие дело, могут принять к сведению иные обстоятельства, смягчающие ответственность.

Учитывая тот факт, что в п. 3 ст. 114 НК РФ обозначен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

Однако уменьшение суммы штрафа более чем в два раза не свидетельствует о возможности снижения штрафа до нуля рублей, поскольку это будет означать освобождение лица от ответственности за совершение налогового правонарушения (см. Определение ВС РФ от 05.02.2019 № 309-КГ18-14683 по делу № А76-5261/2017).

При наличии отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112 НК РФ (совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение), размер штрафа увеличивается на 100% (п. 4 ст. 114 НК РФ).

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой (п. 5 ст. 114 НК РФ).

Сумма штрафа, взыскиваемого за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу, подлежит перечислению со счетов налогоплательщиков только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством РФ (п. 6 ст. 114 НК РФ).

Обратите внимание! Статьей 109 НК РФ определен перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одним из таких обстоятельств согласно п. 4 указанной нормы является истечение сроков давности привлечения к ответственности.

Как определить срок давности привлечения к налоговой ответственности?

Срок давности определяется на основании ст. 113 НК РФ. На момент вынесения решения о привлечении к ответственности этот срок не может превышать трех лет:

  • в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122, 129.3 и 129.5 НК РФ, – начиная со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода;
  • в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных иными статьями НК РФ, – со дня совершения налогового правонарушения.

Напомним правила расчета сроков в целях применения Налогового кодекса. Они установлены п. 2, 3, 7 ст. 6.1 НК РФ:

  • течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало;
  • срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока;
  • если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, окончание срока переносится на следующий за ним рабочий день.

Пример 1.

Организация не представила декларацию по налогу на прибыль за 2018 год.

Ответственность за это правонарушение предусмотрена п. 1 ст. 119 НК РФ. Значит, срок давности привлечения к налоговой ответственности начинает исчисляться со дня совершения налогового правонарушения.

Срок подачи декларации по налогу на прибыль истек 28.03.2019.

Источник: https://xn--90acjm8bgdq.xn--p1ai/130983

Срок давности по налогам юридических лиц

Налог на прибыль исковая давность

Рассмотрим в течение какого срока налоговая служба имеет право взыскивать задолженность по налогам и есть ли срок давности по налогам юридических лиц и ИП.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.