Классификация земельного фонда страны

Что такое земельный фонд РФ: состав земель и их категории

Классификация земельного фонда страны
Время чтения: 4 минут

Земля – важнейший природный ресурс.

Это один из компонентов окружающей среды, издавна используемый человеком для размещения производственных и жилых объектов, ведения сельского хозяйства, получения доступа к лесам и недрам.

Как и во всем мире, в России земля служит источником удовлетворения жизненно важных потребностей населения. О том, что такое земельный фонд РФ, подробно сказано в российском законодательстве.

Понятие и характеристики земельного фонда России

Вся российская территория, совокупность земель, находящихся в пределах государственных границ Российской Федерации и разделенных на категории согласно целевому назначению, в том числе укрытые лесами и находящиеся под водой, составляют ее собственность и входят в понятие земельного фонда.

Располагая обширным фондом земли в 1709,8 млн. га, Россия является мировым лидером по площади территории.

Географическим положением страны и ее природно-климатическими условиями объясняется неравномерность распределения используемых в народном хозяйстве ресурсов. Например, распахано лишь 8,9% земель (190,3 млн. га), а 62% (1046,3 млн. га) покрыто лесами.

Тем не менее, земельный фонд Российской Федерации – это все ресурсы земли, расположенные в ее границах и составляющие территориальную основу государства.

Состав земельного фонда РФ

Земельные ресурсы России представляют собой единый природный объект, невзирая на то, что в разные моменты времени отдельные его части могут находиться в чьей-то собственности и эксплуатироваться разными субъектами права.

В состав земельного фонда России входят ресурсы, которые:

  • выполняют рекреационные, природно-заповедные, оздоровительные функции;
  • используются в качестве средства производства, пространственного экономического базиса.

Согласно положениям Земельного кодекса РФ, все земли, входящие в фонд, подразделяются на категории в соответствии с целевым назначением. Самая большая из них – земли сельскохозяйственного назначения. Они, в свою очередь, тоже делятся на группы в согласии с основной и вспомогательной задачами, которые на них возложены.

Это же относится и к другим категориям. Так, например, структура земельного фонда города включает земли:

  • общего пользования:
    • скверы,
    • улицы,
    • площади,
    • бульвары;
  • застройки (участки под сооружениями, зданиями);
  • занятые лесами и прочие.

Под влиянием экономических, социальных, экологических и политических факторов структура фонда в целом иногда изменяется. Такие трансформации могут затронуть и отдельные категории земельного фонда. Это происходит:

  • при переводе земель из одной категории в другую;
  • в случае приватизации участка;
  • в связи с развитием предпринимательской деятельности в области использования земельных ресурсов;
  • по иным значимым причинам.

Состав таких ресурсов, принадлежащих субъектам федерации или другим административно-территориальным единицам, например, структура земельного фонда области, подвергается постоянному анализу. Все изменения в долевом соотношении фиксируются.

Система управления фондом

Отдельную сферу государственного управления составляет руководство земельным фондом РФ. Областью его полномочий выступают земли в широком смысле этого слова.

Предметом правового регулирования является система правоотношений в сфере охраны и рационального задействования ресурсов земли в качестве объекта экономического хозяйствования.

Органы управления земельным фондом Российской Федерации объединены в целостную систему.

В зависимости от полномочий, получаемых этими структурами, предусмотрено подразделение на органы общей и специальной компетенции.

Первые осуществляют общее руководство и регулируют все существующие в государстве земельно-правовые отношения. Вторые наделены ограниченным кругом полномочий в сфере руководства земельным фондом, выполняют функции государственного управления, которые относятся к конкретной области координирования: ведение государственного земельного кадастра, мониторинг, землеустройство и прочие.

В первую группу входят государственные органы РФ:

  • Президент и главы субъектов;
  • Федеральное собрание и законодательные собрания субъектов;
  • Правительство и власти субъектов;
  • органы местного самоуправления.

Органы специальной компетенции, входящие во вторую группу, определены Указом Президента РФ и включают министерства, федеральные службы и агентства.

Государственное управление земельным фондом в 2021 году осуществляется на нескольких уровнях:

  • федеральном (территория всего государства);
  • субъектов РФ: земли в пределах республики, края, области, автономных областей и округов, городов федерального значения;
  • муниципальных образований: земельные ресурсы районов, городов, иных населенных пунктов.

Категорирование земель и его принципы

Как объект хозяйствования земельный фонд характеризуется определенными показателями, такими как распределение земель по:

  • видам и формам собственности;
  • целевому назначению (категориям);
  • землепользованиям, землевладениям и земельным участкам;
  • угодьям.

Распределение земельного фонда по категориям земель является важнейшей формой организации их использования. Осуществляется на основании установления доминирующих факторов производительных возможностей и зонирования территории. Каждый участок относят к определенной категории, что устанавливает в отношении него правовой режим хозяйственного использования, охраны, его цели и задачи.

Земельным Кодексом РФ определены 7 категорий, в которые входят земли:

Узнайте подробнее, какие особенности имеют категории земель в РФ.

Использование ресурсов

Принципы использования земельного фонда основаны на отнесении конкретного надела к одной из установленных законодательством категорий. Так, например, земли сельхозназначения могут быть использованы только в учебных, научно-исследовательских и целях сельскохозяйственного производства.

Отдельные граждане могут пользоваться такими землями в следующих целях:

  • ведение личного подсобного или фермерского (крестьянского) хозяйства;
  • животноводство;
  • огородничество;
  • сенокошение;
  • выпас скота;
  • садоводство.

Законодательно запрещено нецелевое использование земель определенных категорий.

Выводы

Земельный фонд РФ – совокупность всех земель на территории страны в пределах государственных границ, основа ее территориального суверенитета и главное достояние.

Его категорирование осуществляется для установления правового режима использования и охраны.

Управление и контроль эксплуатации земель отдельных категорий и природного объекта в целом осуществляют уполномоченные государственные органы.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/zemelnyj-fond-rf.html

Описание 7 категорий земель: чем они отличаются, их коды и основное целевое назначение

Классификация земельного фонда страны
В земельных правоотношениях термин «земля» используется для обозначения обособленного участка поверхности, то есть земельного участка.

Главным принципом их использования является соблюдение целевого назначения такого участка.

Все участки подразделяются на семь категорий, каждая из которых имеет особые параметры, свойственные только ей, код, назначение и разрешенные виды использования.

Что такое основное целевое назначение?

Под целевым назначением понимается особая функция, выполняемая тем или иным земельным участком в общественных отношениях.

Участки, имеющие сходное назначение, объединяются в категории. Отнесение земель к той или иной категории происходит по решению органов государственной власти и закрепляется в соответствующих нормативных документах, главным из которых является Земельный кодекс.

Принадлежность к определенной категории определяет:

  • правовой режим участка;
  • его назначение;
  • разрешенные виды использования внутри самой категории: основные и дополнительные.

Собственник не может самовольно их изменить. Такое ограничение в правомочиях обусловлено большой ценностью земельных ресурсов и вниманием государства к сохранению их качества.

Категории, к которым относят земли в России по их целевому назначению, перечислены в ст. 7 Земельного кодекса. Распределение земельного фонда по категориям выглядит так:

  • сельскохозяйственные;
  • населенных пунктов;
  • промышленного и иного специального назначения (транспорта, разных видов связи, обороны и безопасности и т. д.);
  • особо охраняемых природных и историко-культурных объектов и территорий;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • земли запаса.

Рассмотрим их для наглядности не в виде таблицы, а на диаграмме.

Номер категории ни в коей мере не означает преимущества одних земель перед другими. Хотя сельскохозяйственные угодья, без сомнения, имеют весьма важное значение.

Для каждой категории  предусмотрен особый правовой режим и способы использования.

Сельскохозяйственного назначения

Главным назначением земель сельхозназначения является:

  • производство разнообразной сельхозпродукции;
  • размещение необходимой для этого инфраструктуры;
  • ведение учебной и научной работы в сфере сельского хозяйства.

Основная ценность участков сельскохозяйственного назначения заключается в их плодородии.

По этому качеству они подразделяются на:

  • пашни;
  • многолетние насаждения (например, плодовые сады или виноградники);
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • дороги и скотопрогонные полосы;
  • лесополосы, не относящиеся к землям лесного фонда;
  • площади под дворами и хозпостройками;
  • неиспользуемые наделы.

Для этих земель допускается исключительно целевое использование. К таковому относятся:

  • собственно ведение сельского хозяйства, всех его видов;
  • личное подсобное хозяйство граждан;
  • садоводство и огородничество;
  • дачное строительство (сезонное);
  • организация фермерского хозяйства;
  • сооружение необходимой инфраструктуры для обслуживания сельхозпроизводителей.

При необходимости отвести участки данной категории под постройку различных сооружений или прокладку коммуникаций стараются выделять земли, имеющие наименьшую ценность для сельхозпроизводства, то есть с низким плодородием или неудобные для обработки.

Возможно на таких участках и возведение жилых строений, но только для сезонного проживания: дачного или садового домика.

Земли поселений делятся так же как и сами населенные пункты: на городские и сельские.

Вне зависимости от размера поселения подразделяются на территориальные зоны, число которых может достигать девяти:

  • жилые;
  • производственные;
  • общественно-деловые;
  • инженерные;
  • рекреационные;
  • сельскохозйственные;
  • спецназначения;
  • военные;
  • иные.

Каждая из них имеет свое назначение и свой градостроительный регламент.

Именно этот документ определяет разрешенные виды использования для каждого участка внутри зоны.

Границами земель поселений служат административные границы населенных пунктов.

Основное назначение таких земель — застройка и развитие городов и сел.

Участки под строительство многоэтажных домов и кварталов, а также под ИЖС и ЛПХ чаще всего относятся именно к этой категории.

Однако необходимо помнить, что, помимо разрешенного использования участка, для возведения на нем дома потребуются и иные правовые основания. Например, разрешение на строительство.

Промышленности

Данная категория включает в себя, прежде всего, участки, занятые различными промышленными предприятиями, а также другими объектами, в том числе:

  • транспортными магистралями;
  • линями связи и электропередач;
  • трубопроводами;
  • объектами оборонного комплекса и т. д.

Их основное назначение — обеспечение деятельности наиболее важных отраслей хозяйства.

Согласно ст. 87 ЗК РФ эти земли не входят в состав земель поселений и выделяются в самостоятельную категорию.

Входящие в нее участки, в свою очередь, делятся на подгруппы:

  • промышленности;
  • энергетической отрасли;
  • транспортной инфраструктуры;
  • телекоммуникационной сферы;
  • космической отрасли;
  • обороны и обеспечения безопасности;
  • иного спецназначения.

Как правило, вокруг участка, непосредственно занятого промышленным предприятием, транспортной магистралью и т.д., формируется охранная или санитарная зона.

В назначение этой зоны входит защита населения от возможного негативного воздействия объектов, а также обеспечение бесперебойной эффективной работы предприятий.

В таких зонах, как правило, запрещены почти все виды хозяйственной деятельности и перевод участков в другие категории.

Особенность этой категории земель заключается в их частичном или полном изъятии из хозяйственного оборота и использования.

Одновременно установлено и ограничение на их изъятие или перевод в иную категорию.

Такие меры охраны обусловлены тем, что на этих земельных участках расположены территории или объекты, имеющие важное назначение:

  • природоохранное;
  • культурно-историческое;
  • рекреационное;
  • эстетическое;
  • иные, сходные назначения.

Земельные участки, отнесенные к этой категории, могут находиться только в публичной собственности.

Иными словами, их собственник — государство или муниципалитет.

Типом данной территории определяется и разрешенная деятельность на ней.

К разрешенным видам деятельности на землях этой категории можно отнести:

  • научную;
  • исследовательскую;
  • просветительскую;
  • экомониторинг;
  • туризм;
  • традиционные виды хозяйства коренных народов.

Наиболее крупными земельными участками в данной категории будут заповедники.

В заповедных зонах запрещена практически любая деятельность человека, кроме той, которая направлена на сохранение природного ландшафта.

Одновременно к этой же категории относятся:

  • городские скверы и парки;
  • ботанические сады и дендрарии.

Объекты культурного наследия, а точнее — занимаемая ими территория, также включены в эту категорию земель.

Лесного фонда

В эту категорию входят:

  • участки, занятые непосредственно лесом, то есть древесно-кустарниковой растительностью;
  • земли нелесного массива, но используемые в целях ведения лесного хозяйства (территории лесничеств, питомников и т. д.).

Целевое использование этих земель определяется уже не Земельным, а Лесным кодексом.

Лесные угодья изъяты из гражданско-правого оборота. Возможно только временное использование на условиях:

  • аренды;
  • концессии;
  • бесплатного пользования.

Все леса делят на три категории, с отнесением к которым связывают возможность той или иной хозяйственной деятельности на их территории.

К землям водного фона отнесены участки, на которых размещаются:

  • непосредственно сами водные объекты;
  • их охранные зоны;
  • полосы отвода;
  • охраняемые водозаборные зоны;
  • разнообразные гидротехнические сооружения.

Правовой режим таких территорий устанавливается Земельным и Водным кодексами. Отведение участков, занятых водоемами, не предусмотрено.

Для примыкающих в ним участков дозволенными способами использования будут:

  • строительство сооружений, обеспечивающих потребность в воде населения и хозяйства;
  • их эксплуатация.

Запаса

В запас попадают те земли, для которых:

  • не установлено целевое назначение;
  • право на использование было прекращено по соответствующим основаниям.

Собственниками таких участков является государство или муниципалитет.

По заявкам граждан или организаций эти земли могут быть:

  • переведены в одну из других категорий;
  • переданы в собственность или аренду.

Коды

Каждый земельный участок, прошедший кадастровый учет, имеет уникальный код, которым зашифрованы его категория и целевое назначение. Существует специальный справочник, оформленный в виде таблицы, где каждая категория и подкатегория обозначена соответствующим цифровым кодом:

  1. Так, земли сельхозназначения имеют код 003001000000. Для того, чтобы выделить внутри этой категории отдельные виды, вместо двух последний нулей ставится номер подкатегории.
  2. Пашни, сенокосы, сады и прочие сельхозугодия имеют код 003001000010.
  3. Земли поселений скрываются за обозначением 003002000000. А участки, выделяемые под жилищное строительство гражданам (ИЖС) зашифрованы как 003002000050.
  4. А вот такой код как 003002000100 обозначает прочие земельные участки, не отнесенные явно к одной из своих категорий.
  5. Используются коды, в частности, при налогообложении. Для земель разных категорий предусмотрен разный размер земельного налога.
  6. Зная к какой категории относится участок, можно определить его код, равно как и наоборот.

Чтобы узнать, к какой именно категории отнесен каждый конкретный участок, можно воспользоваться Публичной кадастровой картой или заказать в Росреестре кадастровую выписку на интересующий земельный участок.

Земли можно переводить из одной категории в другую.

Сделать это может не сам собственник, а только компетентный орган власти, и только если в законе нет прямого запрета на такое действие. Например, как случае с землями ООПТ.

Собственник земли, желающий изменить ее целевое назначение, обращается в местный орган исполнительной власти с ходатайством.

При отсутствии препятствий к выполнению перевода такая просьба будет удовлетворена, а в земельный кадастр будут внесены необходимые изменения.

Типичным примером такой процедуры является выделение земель под ИЖС из муниципальной собственности.

Граждане могут просить передать им как уже существующий, то есть выделенный участок, так и часть сельхозугодий.

При положительном решении выбранный участок переводится в пригодную для индивидуального строительства категорию и уже в таковом качестве ставится на кадастровый учет.

Иногда для изменения назначения земель такое ходатайство не требуется. Так происходит, например, при расширении населенных пунктов, когда в категорию земель поселений попадает часть сельхозугодий или лесных насаждений.

Но, в любом случае, необходим нормативный акт органов местной или федеральной власти, которым данный переход фиксируется и легализуется.

Узнайте подробнее о том, сколько существует категорий земель, чем они отличаются, а также какие существуют виды разрешенного использования из данного видео:

Подведем итоги

Такие государственные мероприятия, как учет всех земельных участков, разделение их на категории, установление ограничений на использование и пр., преследуют важную цель — охрану ценного природного ресурса, количество которого по объективным причинам ограничено.

Нарушение установленных законом предписаний будет иметь для собственника ряд неприятных последствий. Самым легким из них будет штраф. Самым суровым — лишение собственности, то есть изъятие участка в пользу государства.

Подобные меры также свидетельствуют об особом внимании властей к сохранению земельного фонда.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/kategorii/7-kategorij-zemel-kody-naznachenie

Классификация земельного фонда РФ и распределение земельных ресурсов

Классификация земельного фонда страны

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 77Следующая ⇒

Весь земельный фонд в пределах границ Российской Федерации, независимо от форм владения, собственности или пользования им, является объектом ГЗК.

Земельный фонд страны классифицируют:

по административно-территориальной принадлежности;

форме прав на землю;

категории земель (в зависимости от основного целевого назначения и разрешенного использования);

субъектам земельных отношений;

качественному и экологическому состоянию земель;

видам угодий.

Необходимость ведения земельного кадастра по административно-территориальному признаку объясняется многоуровневостью и единством ведения госземкадастра на территории всей страны.

Это связано с тем, что субъектам Федерации, а также административным районам (городам) представлено право регулировать земельные отношения по всем входящим в их компетенцию вопросам (включая и создание системы земельного кадастра).

При этом необходимо учитывать верховенство интересов государства с точки зрения обеспечения его территориальной целостности и безопасности. Вместе с тем Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования (административные районы, города, иные поселения, сельские общины и т.д.

) имеют конкретные земельные ресурсы в собственности в пределах своих границ, для которых они формируют соответствующие базы данных системы ГЗК.

При ведении земельного кадастра по формам собственности учитывают отдельно права на землю и право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). При учете прав на землю выделяют земельные участки, находящиеся в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном пользовании), безвозмездном срочном пользовании и аренде.

Право собственности — это право физического или юридического лица владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению (передавать в наследство, дарить, завещать, осуществлять сделки и другие действия с законодательством). Право собственности на земельные участки и иную недвижимость

подлежит государственной регистрации.

Классификация земельного фонда по категориям земель основана на правовом положении, что категория — это часть земельного фонда Российской Федерации, которая используется по основному целевому назначению.

В свою очередь, целевое назначение земель — это порядок, условия и возможный вид эксплуатации (использования) земель для конкретных целей. При этом основное целевое назначение земельного участка позволяет учитывать попутные цели его хозяйственной эксплуатации.

В соответствии с основным целевым назначением весь земельный фонд РФ разделен на 7 категорий:

I. Земли сельскохозяйственного назначения. Включают в себя:

– сельскохозяйственные угодья

– пашни

– сенокосы

– пастбища и многолетние насаждения

– земли, занятые лесополосами, внутрихозяйственными дорогами и с/х. зданиями

– дачные участки

II. Земли поселений. Это земли в пределах городской или поселковой черты. Для оценки очень сложны т.к. они неоднородны. Обеспечивают до 80% «земельных» платежей в бюджет.

III. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, и т.д. Земли, расположенные за чертой поселений и отведенные предприятиям для хозяйственной деятельности. Введены в гражданский оборот.

IV. Земли особо охраняемых территорий. Земли, на которых установлен особый режим охраны. Курорты, санитарные зоны, зоны вдоль авто- и железных дорог. За пределами поселений.

V. Земли лесного фонда. Земли, покрытые лесной растительностью или предназначенные для её восстановления.

VI. Земли водного фонда

VII. Земли запаса. Находятся в государственной или муниципальной собственности. Могут вводиться в гражданский оборот только при смене категории.

Субъектами, учитываемыми при ведении земельного кадастра, являются все участники земельных отношений, наделенные правами на землю и несущие обязанности, предусмотренные земельным законодательством.

К ним относятся: Российская Федерация; субъекты Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, города Москва и С.

-Петербург); муниципальные образования (административные районы, города, поселки городского типа, сельские поселения); юридические лица; граждане.

Российская Федерация, 89 ее субъектов являются субъектами правоотношений государственной собственности на землю в пределах своих границ, Муниципальные образования выступают субъектами правоотношений муниципальной собственности на землю, находящуюся в пределах границ соответствующих муниципальных образований.

Все иные субъекты земельных правоотношений (органы государственной власти и местного самоуправления, граждане и юридические лица) выступают участниками таких видов отношений, как управление землями и их использование, охрана земельных прав. Граждане и юридические лица, кроме того, являются также субъектами правоотношений частной и обшей (долевой и совместной) собственности на землю.

В составе участков земельной собственности, землевладений и землепользовании выделяют отдельные земельные угодья, т . е.

участки (массивы) земли, планомерно и систематически используемые для определенных производственных целей, имеющие качественные различия природных, естественно-исторических и других свойств.

Угодья подразделяют на сельскохозяйственные (пашня, многолетние насаждения, залежь, сенокосы, пастбища) и несельскохозяйственные (леса, кустарники, болота, застроенные территории и др.). На вид использования угодий определенное влияние оказывают их природные факторы и свойства.

Поэтому выделяют не только виды, но и подвиды угодий (например, закочкаренные, закустаренные, переувлажненные пастбища). Кроме вышеперечисленных, могут быть и неиспользуемые угодья (полигоны от ходов, свалки, овраги, пески, территории консервации и др.)

Изучение качественного состояния земель в России показывает, что темпы их деградации прогрессируют. За последние 25 лет площадь кислых почв увеличилась на 32,1 млн га, в том числе пашни — на 21,5 млн га, площадь земель, подверженных водной

эрозии, ~ на 28,4, засоленных — на 12,0, содержащих солонцовые комплексы — на 13,9, заболоченных и переувлажненных — на 20,0, заросших кустарником и мелколесьем — на 10,5 млн га.

гумуса в почвах России снизилось в среднем на 20%.

Меры, принимаемые по повышению плодородия земель, носят эпизодический характер, поэтому в девяностых годах прирост ценных высокопродуктивных сельскохозяйственных угодий практически прекратился.

Кроме того, производство сельскохозяйственной продукции в России на протяжении длительного периода времени увеличивалось главным образом за счет расширения площади пашни. Эта сугубо административная мера привела к деформациям рационального землепользования.

Особо опасны процессы подтопления и затопления земель. Распространяются процессы переувлажнения земель. Интенсивно распространяются по территории России процессы опустынивания (около 100 млн га в 35 субъектах РФ), особенно в пустынной зоне.

Одной из актуальных проблем остаются высокие темпы нарушения земель горнодобывающими отраслями промышленности.

Сохранение существующих тенденций прогрессивной деградации земель, когда почва как естественная саморегулирующаяся система биосферы уже не справляется с современной техногенной нагрузкой, может привести к разрыву связей природной экологической среды и деградации общества.

Распределение земельных ресурсов по территории РФ.

Основным документом, регулирующим распределение земельных ресурсов, является Земельный кадастр. Земельный кадастр – это государственная информационная инфраструктура, инструмент для решения основных целей земельных отношений российского государства. Эти цели можно сформулировать на сегодняшний день:

– первичное распределение земельного фонда страны (территории) по уровням земельной собственности, категориям земель, землевладельцам и землепользователям;

– организация использования земельного фонда страны (территории) для получения определенных благ жизнеобеспечения общества (продовольствие, чистая вода и воздух, древесина, полезные ископаемые, пространство и другие);

– постоянное поддерживание движения земельного фонда страны между уровнями земельной собственности (государственная и частная), категориями земель, землевладельцами, землепользователями;

– установление прав и их ограничений в использовании земельного фонда страны с учетом интересов общества в целом и каждого его члена в отдельности;

– обеспечение развития земельного оборота и рынка, системы земельных платежей;

– осуществление государственного контроля за использованием и охраной земельного фонда страны.

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 525; Нарушение авторских прав

⇐ Предыдущая10111213141516171819Следующая ⇒

Источник: https://lektsii.com/2-22004.html

Классификация земельного фонда страны

Классификация земельного фонда страны

Весь земельный фонд в пределах границ Российской Федерации, независимо от форм владения, собственности или пользования им, является объектом ГЗК.

Общая площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2002 г. составляла 1709,8 млн га (12,5 % мировой территории) и 420 млн га континентального шельфа.

На территории России сосредоточено 55 % черноземных почв мира, 50 – запасов пресной воды и 60 % запасов древесины хвойных пород, что суммарно оценивается в 30 триллионов долл. США.

Разведанные запасы энергоносителей, которые находятся в земле России, составляют около 30 % мировых запасов и их оценивают по существующим мировым ценам (которым свойственна тенденция постоянного роста) в 35 триллионов долл. CIIIA.

Емкость территориального пространства России по биоклиматическому потенциалу для нормальной жизни составляет 1,0 … 1,3 млрд чел.

Территория России отличается уникальной инфраструктурой, созданной многими поколениями людей. На земном шаре только на пространствах России имеются огромные ареалы земель, никогда не подвергавшихся природным катаклизмам (землетрясения, затопления, ураганы, засухи и т. д.).

Земельный фонд страны классифицируют:

· по административно-территориальной принадлежности;

форме прав на землю;

· категории земель (в зависимости от основного целевого назначения и разрешенного использования);

· субъектам земельных отношений;

· качественному и экологическому состоянию земель; видам угодий.

Необходимость ведения земельного кадастра по административно-территориальному признаку объясняется многоуровневостью и единством ведения госземкадастра на территории всей страны.

Это связано с тем, что субъектам Федерации, а также административным районам (городам) представлено право регулировать земельные отношения по всем входящим в их компетенцию вопросам (включая и создание системы земельного кадастра).

При этом необходимо учитывать верховенство интересов государства с точки зрения обеспечения его территориальной целостности и безопасности.

Вместе с тем российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования (административные районы, города, иные поселения, сельские общины и т. д.) имеют конкретные земельные ресурсы в собственности в пределах своих границ, для которых они формируют соответствующие базы данных системы ГЗК.

Земельный фонд можно классифицировать по следующим принципам:

1. Административно-территориальная принадлежность (определяет круг решаемых вопросов (компетенцию) по регулированию земельных отношений административных органов власти различного уровня (субъекты Российской Федерации, районы, города) ;

2. По формам собственности и иным правам.

Частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах; государственная собственность — реализуется властью государства в интересах всего общества в целом; муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного муниципального образования; иные формы собственности — смешанные; право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком – право осуществлять без указания сроков владение и пользование этим участком в пределах, установленных законодательством. В постоянное (бессрочное) пользование участком предоставляется государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

В безвозмездное срочное пользование (временное пользование) могут предоставляться земельные участки:

– из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, юридическим лицам, указанным в пункте 1 ст. 20 ЗК на срок не более 1 года;

– из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

– из земель организаций, гражданам в виде служебного земельного надела.

Служебные земельные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам отдельных отраслей экономики, в т. ч. транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств.

Категории работников таких отраслей, имеющих право на получение служебных земельных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Аренда по правовому режиму близко подходит к временному (срочному) землепользованию. Однако здесь более широкий круг субъектов: кроме граждан и юридических лиц Российской Федерации арендаторами земли могут быть иностранные граждане, иностранные юридические лица, государства, международные объединения и организации.

Право пожизненного наследуемого владения возникло в законодательстве СССР. Правовое содержание этой конструкции находится между правом собственности и правом бессрочного пользования. Действующее федеральное законодательство не раскрывает содержание права пожизненного наследуемого владения. Частично оно детализировано лишь в главе 17 Гражданского кодекса.

Распоряжение земельным участком, принадлежащим гражданину на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Также как и собственники земельного участка, владельцы участком обязаны платить земельный налог.

Законодательство закрепило возможность перехода от формы пожизненного наследуемого владения к праву собственности или аренде по желанию тех, кто получил землю на основании этого правового титула.

Общие положения учета количества и качества земельного фонда.

Учёт земель представляет собой государственное мероприятие по накоплению, систематизации и анализу всесторонних сведений о количестве, размещении и хозяйственном использовании земельных ресурсов. Являясь составной частью земельного кадастра, учёт продолжает изучение хозяйственного состояния земель.

Основная задача учёта состоит в том, чтобы дать характеристику земельного фонда по составу угодий и их подвидам, в соответствии с принятой классификацией угодий, по землепользованиям, срочности пользования, районам и другим административно-территориальным разделениям.

Государственный учёт земель проводится по фактическому состоянию земельных угодий на основе доброкачественных планово-картографических материалов и данных учёта текущих изменений, выявленных графическим способом. Особое внимание уделяется учёту орошаемых и осушенных земель.

Степень детальности учёта зависит от характера использования земель и потенциальных возможностей земельных ресурсов. Наиболее детальному учёту подлежат земли сельскохозяйственного назначения и земли населённых пунктов.

Учёт качества земель в системе земельного кадастра предусматривает проведение классификации не только почв, но и земель.

При классификации земельного фонда под землями понимают генетически самостоятельные участки самой верхней, наиболее активной части суши, являющиеся основным средством производства сельского и лесного хозяйства, с характерным природно-хозяйственным качеством, определяющим назначение и использование земель, а также мероприятия по их охране и окультуриванию.

В определении земли как сложного природно-хозяйственного комплекса почва рассматривается в качестве основной составной части, наиболее полно выражающей сущность и свойства, включая основные закономерности развития, возможности таксономизации и систематизации земель.

Образование и развитие земель, как и других природных тел, происходит постепенно, от простых форм к более сложным. Поэтому основные принципы классификации земель построены на положении о их динамичности, развитии во времени и пространстве. В основу классификации земель положены их состояние и соответствующие этому производственные возможности для использования земель в сельском хозяйстве.

Основные таксономические единицы классификации земельного фонда РФ – это зональные типы земель, выделенные в процессе природно-сельскохозяйственного районирования земельного фонда страны, категории пригодности земель, классы земель. Характеристика класса в пределах каждого зонального типа отображается видами земель или группами почв.

Зональные типы земель территориально совпадают с границами природно-сельскохозяйственных зон и выражают зональные условия природной среды и общие направления преимущественного использования земель для земледелия, животноводства, лесного хозяйства и т.п.

Категории пригодности земель выделяют по основным стадиям их образования и развития в соответствии с относительным возрастом земель и основным сельскохозяйственным назначением. Действующая классификация земельного фонда предусматривает выделение следующих категорий пригодности:

I – земли, пригодные под пашню;

II – земли, пригодные преимущественно под сенокосы;

III – земли пастбищные, после улучшения могут быть пригодны под другие сельскохозяйственные угодья;

IV – земли, пригодные под сельскохозяйственные угодья после коренных мелиораций;

V – земли, малопригодные под сельскохозяйственные угодья;

VI – земли, непригодные под сельскохозяйственные угодья;

VII – нарушенные земли.

Основанием для выделения категорий пригодности является качественное состояние земель и возможность их использования под основные сельскохозяйственные угодья.

В отдельных случаях в зависимости от экономических и других факторов существующее использование земель может не соответствовать их намеченной пригодности.

Например, земли пригодные под пашню, если они расположены вблизи населённых пунктов или животноводческих комплексов, могут использоваться для посадки многолетних плодовых насаждений или создания долголетних культурных сенокосов и пастбищ.

В пределах каждой категории пригодности выделяют классы земель. При этом учитывают главные количественные ступени развития земель в соответствии с их абсолютным возрастом, общим характером использования и агротехникой, включая степень окультуренности земель.

Классы земель являются основной единицей классификации м представляют собой участки земной поверхности с близкими природными и хозяйственными качествами, характерной общностью использования, направлениями окультуривания и повышения производительности.

Они обособленны чётко выраженными различиями почвообразующих пород и механического состава почв, степенью солонцеватости и засоления, эродированности и других признаков, влияющих на технологию использования и улучшения земель.

Виды земель являются основными составными частями классов природно-сельскохозяйственной зоны, провинции, горной области с соответствующими системами использования в земледелии, садоводстве, пастбищном и лесном хозяйстве и способами улучшения. По своему содержанию они соответствуют агропроизводственным группам почв, которые выделяются в процессе почвенного обследования. Всего в РФ более трёхсот видов земли.

Отнесение земель к определённой категории пригодности, классу и виду земель производится по признакам и свойствам, наиболее существенно влияющим на характер и специфику их возможного и целесообразного использования в составе тех или иных угодий. Необходимым условием для этого является комплексное изучение и сопоставление всех компонентов земель: рельефа, почвообразующей породы, почв и т.д.

Учёт количества и качества земельных угодий в пределах видов земель производится по механическому составу почв, степени засолённости, солонцеватости, кислотности, увлажнённости, заболоченности, каменистости, эродированности, рельефу местности, запасам гумуса, обеспеченности почв фосфором и калием и другим показателям.

Материалы учёта качества земель дают необходимую информацию для решения вопросов трансформации угодий, защиты почв от эрозии, выявление резервов освоения новых земель путём их мелиорации и рекультивации, проведения природно-сельскохозяйственного районирования территории, разработки систем ведения сельского хозяйства, прогнозирования использования земельных ресурсов в схемах землеустройства на перспективу, проведения бонитировки почв и экономической оценки земель.

ГЛАВА II. Земельный баланс.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/26829.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.