Изъятие земельного участка для строительства дороги

Содержание

Владельцы увеличивают стоимость земель при изъятии для госнужд

Изъятие земельного участка для строительства дороги

Ежегодно в регионах России прокладываются новые автомобильные трассы. Это могут быть как дороги федерального значения, так и необходимые конкретному региону или муниципалитету.

Большинство трасс проектируется близко к населенным пунктам. Многие земельные участки, по которым планируется прокладка автодороги, находятся в частной собственности. Поэтому такие участки государство оформляет на себя, прежде выплатив соразмерную цену.

Некоторые дельцы, заведомо зная о планах по строительству новых дорог, придумывают различные схемы, позволяющие получить как можно более высокую компенсацию за свой участок (заключат фиктивные сделки, разрабатывают поддельный бизнес-план или проект и т.п.).

Один из случаев нечистоплотности владельцев земельных участков, подлежащих передаче государству, продемонстрирован в судебном споре по делу № А70-17454/2017.

Причины обращения государственного органа в суд

В АС Тюменской области с заявлением о признании договоров аренды земельных участков недействительными и об их выкупе для государственных нужд в марте 2018 года обратился Департамент имущественных отношений области. Требования предъявлялись к пяти индивидуальным предпринимателям, выступавшим арендодателями земли, и к их общему арендатору — ООО «Гидроресурс».

Все земельные участки находились в Тюменской области по адресу: г. Тюмень, ул. Старый Тобольский тракт, 1-й километр. Участки относились к землям населенных пунктов и предназначались для размещения объектов торговли.

Еще в январе 2014 года городская администрация г. Тюмени утвердила для района № 8- Антипинский проект планировки территории.

Через три года в феврале 2017 года на сайте администрации официально размещена информация о необходимости изъятия участков земли и находящихся на них объектов недвижимости для нужд области.

В указанный перечень вошли и спорные земли. Необходимость такого изъятия была продиктована планируемым строительством окружной автодороги.

В апреле 2017 года ООО «Гидроресурс» арендовало у пяти индивидуальных предпринимателей спорные земельные участки. Каждая сделка была заключена сроком на пять лет, а фиксированный размер арендной платы составил 100 тыс. руб. в месяц. Данные положения были прописаны в рассматриваемом бизнес плане.

В мае и июле 2017 года Правительство области приняло ряд постановлений, согласно которым осуществлялось изъятие нескольких участков земли, в том числе и арендованные Обществом земли.

Спустя несколько дней после принятия Правительством Тюменской области правовых актов об изъятии, их копии направлены всем собственникам участков. А в декабре 2017 года письменно предложено заключить соглашение об изъятии. К каждому письму прилагался отчет оценщика, обосновывающий стоимость предоставляемого возмещения.

Ответчики отказались подписывать соглашение, поэтому Департамент был вынужден обратиться в суд в целях осуществления принудительного изъятия земель, необходимых для строительства.

АС Тюменской области удовлетворил иск Департамента, признав договоры аренды мнимыми сделками. Также указанным решением из владения предпринимателей были изъяты их участки по цене выкупа, установленной на основании экспертного заключения.

Ответчики не были согласны с таким решением и подали на него совместную жалобу в 8-ой ААС.

В просительной части содержалось требование об отмене части решения, касающейся признания договоров аренды недействительными.

Также ответчики просили включить в выкупную цену сумму упущенной выгоды в размере 3,2 млн. рублей в отношении каждого участка, которую они недополучили из-за принудительного изъятия земель.

Но апелляция оставила в силе решение АС Тюменской области.

Нюансы процедуры изъятия земель для госунужд

Гражданский кодекс РФ в отношении вопроса об изъятии участков отсылает к земельному законодательству. В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса РФ, государство может забрать земельный участок для своих нужд, в том числе для строительства автодорог.

Изъять участок государство может, только предоставив взамен него равноценную стоимость. Указанная стоимость складывается из рыночной оценки земли и размера убытков, которые за собой влечет изъятие.

Для того чтобы расчет стоимости выкупа за изымаемые земельные участки был верным, ст. 56.8 ЗК РФ указывает на необходимость применения правил законодательства об оценочной деятельности.

В тех случаях, когда владелец участка земли не согласен с предлагаемыми условиями выкупа, у государства имеется право изъять участок принудительно через суд.

Для подачи таких исков существуют несколько обязательных к соблюдению условий:

  • обратиться в суд уполномоченный госорган может только после того, как истекут 90 дней со дня получения владельцем земли соответствующего соглашения;
  • подать иск можно только в период действия решения об изъятии земель.

Практическая сторона проведения судебной экспертизы

В ходе рассмотрения дела в первой инстанции стороны не пришли к согласию в отношении результатов оценки стоимости земельных участков.

Если в судебном процессе возникают разногласия по вопросам, ответы на которые может дать только специалист, то суд назначает экспертизу по собственной инициативе с согласия участников дела либо по заявлению одной из спорящих сторон (ч. 1 ст. 82 АПК РФ).

Ответчики инициировали проведение судебной экспертизы. Экспертам необходимо было оценить участки исходя из их рыночной стоимости по состоянию на конкретную дату, а также подсчитать размер упущенной выгоды, возникшей в связи с невозможностью в дальнейшем получать доход от сдачи участков в аренду.

Эксперты действовали в соответствии с отраслевыми стандартами в сфере оценки. В качестве основных ими были выбраны два метода: сравнительный и метод корректировки. Эксперты ответили на все поставленные перед ними вопросы и предоставили необходимые расчеты в своем заключении.

Согласно нормам АПК РФ, для суда данный документ является лишь одним из видов доказательств, изучается на общих основаниях с другими документами и учитывается при решении конкретных вопросов по делу.

Департамент выразил несогласие с результатами экспертизы, так как, по его мнению, в качестве аналогичных объектов были выбраны не подлежащие к продаже земли, некоторые участки находились за красной линией, на которых недопустимо строительство капитальных объектов и т.д., в связи с чем просил апелляционную коллегию провести повторную экспертизу.

Провести такую же экспертизу еще раз суд может разрешить только в том случае, если для этого есть одна из следующих причин:

  • эксперт неясно выразил свои мысли;
  • сделанные в заключении выводы противоречат друг другу;
  • заключение эксперта недостаточно обосновано и вызывает множество дополнительных вопросов.

Апелляционная коллегия после изучения экспертного заключения пришла к выводу, что АС Тюменской области правомерно принял данное доказательство в качестве обоснования стоимости участков и причиненных убытков, так как заключение отвечало признакам достоверности и полноты сделанных в нем выводов. В документе не было найдено каких-либо противоречий или недосказанности.

В суде подтвердилось, что сделки были заключены фиктивно

В результате рассмотрения всех имеющихся в деле документов АС Тюменской области правомерно заключил, что договора аренды являются недействительными.

Под мнимой сделкой ГК РФ понимает такой договор, который заключается без намерения совершения указанных в нем действий, то есть для вида. При это стороны договора могут даже формально исполнить часть прописанных в нем обязательств. Если подобные обстоятельства выясняются судом, он признает данную сделку ничтожной.

Лицо, которое просит признать договор ничтожным, обязано доказать, что обе стороны не хотели исполнять прописанные в договоре обязанности и фактически сделка не была исполнена (п. 1 ст. 170 ГК РФ.)

Закон допускает заявить требование о недействительности сделки лицам, ее заключившим, а также иным субъектом гражданских правоотношений. В отношении последнего действует правило, согласно которому при подаче такого иска потерпевший должен доказать, что только при таком способе защиты своих прав он может достигнуть восстановления справедливости (ст.ст. 166 и 168 ГК РФ).

В суде документально было подтверждено, что спорные договоры аренды подписаны после того, как на официальном сайте администрации города появилось сообщение о планируемом изъятии земельных участков для нужд строительства автодороги.

Ответчики не доказали суду, что ООО «Гидроресурс» нуждалось для осуществления своей деятельности в арендованных землях и приступило к их использованию после подписания договора.

Исходя из этого, суд пришел к выводу о фиктивности заключенных договоров.

Ответчики в своих пояснениях указывали, что Общество ежемесячно вносило арендные платежи, что, по их мнению, свидетельствует о реальности совершенной сделки.

Но суд указал, что исполнение носило также формальный характер.

По сути, основной целью сделок являлось получение выгоды при определении выкупной цены изымаемых земель за счет включения в ее состав размера упущенной выгоды от недополученных арендных платежей.

Поэтому стороны злоупотребили своим правом, потребовав возместить им упущенную выгоду в указанных размерах.

Судебная коллегия 8-го ААС поддержала все сделанные нижестоящим судом выводы, оставив его решение в силе.

Таким образом, государство может защитить себя от незаконных действий со стороны собственников изымаемых участков, передав разрешение спора в руки правосудия.

Источник: https://business-planner.ru/articles/yur-stati-articles/izyatiya-zemel-dlya-gosnuzhd-pri-stroitelstve-avtodorogi.html

За что могут забрать участок в 2020-2021 годах

Изъятие земельного участка для строительства дороги

Несмотря на то, что мы являемся законными собственниками своих земельных участков, их все равно могут забрать. Почему? Стоит ли владельцам дач, загородных домов, сельскохозяйственных земель насторожиться? На самом деле здесь нет ничего страшного, в любом случае просто так забирать никогда не станут. Возможно, вам совершенно не нужно переживать по этому поводу.

pixabay.com

Согласно статьям 49, 50 и 56 Земельного Кодекса РФ или ЗК РФ, забрать участок могут по следующим причинам:

  • для государственных нужд;
  • при неправильном использовании;
  • конфискация;
  • при комплексном развитии района;
  • при реквизиции.

Предлагаем подробно разобраться в причинах, из-за которых могли бы конфисковать недвижимую собственность.

По решению властей

Необходимость в изъятии могут принять региональные власти. В таком случае собственнику будет предложена выплата за участок. Другими словами, государство выкупает у вас землю. Если администрация принимает решение забрать ваш участок, то она обязуется уведомить собственника за год до изъятия.

Вы получите постановление и у вас будет ровно год до получения денежной компенсации и передачи прав собственности. Если вы не захотите брать деньгами, то можете оформить запрос на получение другого земельного участка, который смог бы возместить утраченную землю.

pixabay.comДенежная компенсация всецело зависит от рыночной стоимости. Предварительно проведут оценку территории, на основе которой установят цену участка. Также к этой сумме будет прибавлена компенсация за возможно упущенную прибыль с земли.

В таком случае вы не сможете отказаться от сделки. Если вдруг решите отказать государству и пойти покорять суды, то будьте готовы проиграть, ведь недвижимость все равно заберут, но уже на принудительной основе. Хотя даже так вы получите взамен деньги или другую землю.

Запланированное развитие территории

Представленную причину можно отнести к первой, ведь по идее это власти планируют развитие районов. Если ваш участок будет находиться на той территории, где будет проводиться комплексное развитие, то местные власти оповестят вас об изъятии. Основанием для такого решения служит проект планировки района, а также документы по межеванию.

Когда местное самоуправление решит забрать ваш участок, то у него будет ровно неделя для передачи всех документов для совершения сделки. Согласно законодательству, вам будет положена денежная выплата, окупаемая потерю земли, включая компенсацию.

У собственников есть только месяц для принятия решения, после чего власти прибегнут к принудительному изъятию.

pixabay.com

Ненадлежащее использование

Возможно, некоторые из вас не задумывались, но даже если вы ничего не будете делать на участке, то государство посчитает, что вы не используете землю по назначению и начнет изъятие.

Например, она относится к категории ИЖС, то есть предназначена только для постоянного проживания, а вы за три года ничего там не построили, да и вообще с момента покупки ни разу не приезжали на участок.

Исключением выступят природные бедствия или чрезвычайные ситуации, в ходе которых использование участка было невозможным.

Еще причиной может послужить чрезмерное загрязнение почвы и среды. Например, вы организовали какое-нибудь производство, которое портит состояние вашей земли и окружающей природы.

Собственнику будет направлено уведомление, если он согласится с решением, то землю выставят на торги. Конечно, мало кто захочет отдавать землю добровольно, даже несмотря на нарушения, поэтому у вас есть право отказаться от выдвинутых требований попрощаться с участком. Правда в таком случае спорить придется уже через суд.

Реквизиция

Эта причина, пожалуй, самая редкая из всех существующих. Сюда относятся чрезвычайные ситуации, среди которых стихийные бедствия, эпидемии и т.д.

В таком случае землю забирают на время, хотя порой бывают исключения. Но переживать не стоит, ведь если местные власти не захотят отдавать участок, то обязательно дадут другой или выплатят компенсацию. Это прописано в статье 51 ЗК РФ.

При реквизиции вам должны будут выдать специальный сертификат, подтверждающий причину изъятия земли. Также этот документ будет свидетельствовать о праве получения другого земельного участка или денежной компенсации.

Конфискация

Согласно Земельному Кодексу РФ, государство может конфисковать загородную недвижимость. В каких ситуациях это может произойти? Мы сомневаемся, что кого-то из вас коснется эта причина, но и обойти стороной ее нельзя. Принудительное изъятие предусмотрено тогда, когда собственник совершил преступление и был наказан судом. Впоследствии эта земля будет выставлена на торги.

Чтобы не оказаться в такой ситуации, нужно заранее предусмотреть все юридические риски: от проверки земли «на чистоту» до планов по расширению населенных пунктов. Для этого можно самому выучиться на юриста (разумеется, это шутка), нанять специалиста или купить участок земли в Подмосковье у компании, которая берет на себя все юридические процедуры.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ca49620d677b400b3b8a98b/za-chto-mogut-zabrat-uchastok-v-20202021-godah-5f9319bea81c50318edebddb

Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Скоростная автомобильная дорога Москва

Изъятие земельного участка для строительства дороги

Подписал: Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства И.В. Костюченко Принявший орган: Федеральное дорожное агентство

Дата подписания: 25 ноября 2020

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 17 июля 2009 г.

№ 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г.

№ 1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»,подпунктом 5.4.1 (1) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г.

№ 374, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 г. № 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения», распоряжением Федерального дорожного агентства от 19 октября 2020 г.

№ 3173-р «Об утверждении документации по планировке территории объекта «Скоростная автомобильная дорога Москва – Нижний Новгород – Казань.

Строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Нижний Новгород -Казань, 1 этап км 0 – км 80, Московская, Владимирская области (от пересечения с автомобильной дорогой федерального значения А-180 «Московское большое кольцо» до пересечения с автомобильной дорогой федерального значенияМ-7 «Волга»)», обращением Государственной компании «Российские автомобильные дороги» от 12 ноября 2020 г. № 20581-ЗИ и в целях обеспечения реализации проекта «Скоростная автомобильная дорога Москва – Нижний Новгород – Казань. Строительство скоростной автомобильной дороги Москва -Нижний Новгород – Казань, 1 этап км 0 – км 80, Московская, Владимирская области (от пересечения с автомобильной дорогой федерального значения А-180 «Московское большое кольцо» до пересечения с автомобильной дорогой федерального значения М-7 «Волга»)» (далее – Проект):

1. Изъять в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельные участки, указанные в приложении к настоящему распоряжению.

2. Государственной компании «Российские автомобильные дороги»:

обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению;обеспечить опубликование настоящего распоряжения (за исключением приложения) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;

направить копию настоящего распоряжения правообладателям изымаемых земельных участков письмом с уведомлением о вручении;

направить копию настоящего распоряжения в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии;

обеспечить подготовку и заключение соглашений об изъятии земельных участков в целях обеспечения реализации Проекта;

обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о подлежащих образованию земельных участках, права на которые прекращаются в соответствии с настоящим распоряжением;

обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о принадлежности изъятых земельных участков к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, если такие земельные участки не отнесены к категории земель населенных пунктов;

обеспечить прекращение и переход прав на земельные участки в связи с изъятием в целях обеспечения реализации Проекта;

обеспечить направление настоящего распоряжения в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности органы исполнительной власти Владимирской области и соответствующие органы местного самоуправления, на территории которых расположены земельные участки, подлежащие изъятию, для исполнения части 2 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части размещения настоящего распоряжения в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

3. ФГБУ «Информавтодор» разместить настоящее распоряжение на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Заместитель руководителя                                              И.В. Костюченко

— Разместил/а Шишкалова Анна 25 ноября 2020, 18:51, отредактировано 07 декабря 2020, 19:00

Источник: https://rosavtodor.gov.ru/docs/prikazy-rasporyazheniya/406031

Когда возможно изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Изъятие земельного участка для строительства дороги

Собственникам, осуществляющим строительство личных домов, следует понимать, как проводится изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд и при каких обстоятельствах процедура может быть применена к земле под принадлежащими им строениями. В статье описаны возможные причины отчуждения земель и требования к процедуре и документам.

Изъятие земельного участка на госнужды – это неприятное известие, и как себя вести при этом не помешает знать

Изъятие земельного участка у собственника для государственных и муниципальных нужд

Чтобы забрать землю для возведения инфраструктурных объектов и других строений, ее необходимо выкупить у собственника по рыночной цене. Передача участков в госсобственность регулируется Земельным кодексом, в котором в 2015 г.

выделена глава, посвященная отчуждению земель в пользу государства. Ключевым моментом процесса является его возмездный характер. Собственник, передающий свою земельную собственность государству, должен получить равноценную компенсацию.

Основания для изъятия земель

Ст. 49 ЗК РФ определяет причины, по которым органы власти могут получить право на участки, принадлежащие частным лицам. К ним относятся строительство и реконструкция следующих объектов:

  • энергетические системы общегосударственного или локального масштаба;
  • АЭС;
  • оборонные сооружения, включая системы защиты государственной границы;
  • транспортная инфраструктура, включая инфраструктуру железных дорог;
  • объекты космической отрасли;
  • обеспечение естественных монополий;
  • коммуникации общегосударственного или локального масштаба, включая электричество, газопроводы, водо- и теплоснабжение;
  • автодороги.

Строительство новых дорог может стать причиной изъятия земель у населения

Иные ситуации должны быть предусмотрены на уровне федеральных законодательных актов. Отчуждение территории у собственника также может производиться в рамках конфискации при осуждении за преступления и некоторые правонарушения, а также реквизиции в случае стихийных бедствий, техногенных катастроф, эпидемических заболеваний людей и животных.

Отчуждение земельных площадей для возведения на них объектов государственного назначения требует утвержденных документов планирования или проектов планировки. Помимо этого допустимы следующие обоснования:

  • развитие заповедников и заказников;
  • исполнение международных соглашений;
  • недропользование (требуется наличие государственной лицензии);
  • снос аварийного жилого здания с передачей государству земли под ним.

На изъятие площадей на основании документов планирования есть 36 месяцев после их утверждения.

При сносе старого заброшенного здания земля переходит «в руки» государству

Изъятие земель в рамках развития застроенных территорий

Вопросы развития территорий регулируются Градостроительным кодексом.

В рамках программ возможна смена предназначения участков, прокладка коммуникации, в том числе, затрагивая части территории, находящиеся в частной собственности.

В рамках деятельности по развитию возможно изъятие земель, принадлежащих частным лицам и предприятиям. Следует иметь в виду следующие моменты, подтверждаемые судебной практикой:

  • подписание соглашения о территориальном развитии не может быть единственной причиной перехода права собственности на затрагиваемый согласованным планом земельный надел;
  • Верховный суд РФ отметил, что причина изъятия должна заключаться в общественной пользе, получить которую нельзя без участка, принадлежащего другим лицам, единственной причиной отчуждения части территории не должно быть получение прибыли или иных выгод коммерческим предприятием, управляющим территорией;
  • решение об отчуждении собственности можно оспорить как в части размера выплаченной компенсации (ч. 13 ст. 56.12 Земельного кодекса РФ), так и по существу (ч. 14 ст. 56.6 того же Кодекса).

Перевести объект частной собственности в госсобственность можно при наличии законного обоснования с соблюдением нюансов процедуры.

Переход участка в государственную собственность возможен только на законном основании

Обеспечение обороны и безопасности

Изъятые для оборонных целей, включая обеспечение безопасности участков границы, земли изымаются из оборота по ст. 27 ЗК РФ и могут быть переведены в статус ЗАТО. Земли, предназначенные для целей обороны, могут быть использованы для:

  • размещения воинских частей, военных организаций и учреждений;
  • разработки, производства и хранения на складах вооружений, военной техники и боеприпасов;
  • строительство сооружений госрезерва и хранение запасов.

При выделении земель для целях охраны границы на них размещают заграждения, инженерно-технические конструкции и пункты пропуска.

Изъятие у собственника по причине ненадлежащей эксплуатации

В отличие от возмездного выкупа, изъятие из-за ненадлежащего использования возможно в нескольких ситуациях:

  • длительное (3 года и более) нецелевое распоряжение землей сельхозназначения;
  • отсутствие надлежащей эксплуатации;
  • грубое нарушение норм землепользования.

Решение об изъятии выносит орган местного самоуправления, который должен проинформировать владельца о допущенных им нарушениях и последствиях, выражающихся в потере права собственности.

Заброшенная засоренная земля – повод изъять землю у владельца

Порядок изъятия участка в 2019 году

Изъятию земельного участка для государственных нужд в Земельном кодексе посвящена глава VII.1. При переходе собственности государству совершается следующая последовательность действий:

  • Решение госоргана или муниципалитета в рамках полномочий (ст.56.3 ЗК).
  • Подача заинтересованной организацией ходатайства в муниципалитет (если потребность выходит за рамки прямых полномочий властных органов). Направить такой запрос имеют право подразделения естественных монополий, предприятия-недропользователи, компании, осуществляющие деятельностью, для которой требуется произвести отчуждение участка.
  • Выявление при помощи запросов в Росреестр всех лиц, чьи участки будут переданы в госсобственность, а недвижимость изъята. При необходимости информацию запрашивают в архивах.
  • Принятие официального решения, позволяющего однозначно идентифицировать отчуждаемые объекты. Одновременно изымают недвижимость, расположенную на отчуждаемой площади.
  • Подготовка соглашения об отчуждении земель и передача его на рассмотрение собственникам. Проект документа должен содержать существенные условия договора, с которыми может согласиться или не согласиться собственник.

Составление договора отчуждения земли обязательно

  • Подписание договора, включающего в себя идентификационную информацию об участках земли, цель их отчуждения, сроки смены собственника, сумму выплат и некоторые дополнительные данные, согласно ст. 56.9 ЗК РФ.

После подписания письменного соглашения между собственником и органом государственной власти соответствующего уровня в лице уполномоченного представителя, а также с организацией, ходатайствовавшей об отчуждении, действия связанные с переходом права, его госрегистрацией, а также перечисление выкупной суммы проводятся в соответствии с положениями договора.

Если собственник не согласен с оценкой своего имущества и не хочет подписывать предложенный договор, решение о передаче прав собственности принимается судом. Если не удалось найти собственника, решение об обращении в госсобственность также принимает судебная инстанция.

Определение выкупной стоимости

Согласно ст. 56.7 Земельного кодекса стоимость участка, выплачиваемая при его передаче государству, включает в себя:

  • рыночную оценку прекращаемых прав на землю, включая право собственности;
  • убытки, получаемые из-за отчуждения, включая убытки от невозможности выполнения договорных обязательств перед контрагентами;
  • упущенная выгода, рассчитываемая по установленным нормам.

Владелец участка должен получить компенсацию за отчужденный участок, возможные убытки и упущенную выгоду

Стоимость недвижимости, расположенной на отчуждаемой площади, построенной и зарегистрированной в соответствии с законодательными нормами, также входит в компенсацию.

В выкупную сумму не входят следующие затраты:

  • произведенные не по назначению участка земли;
  • начатые после получения официальной информации о предстоящем отчуждении;
  • убытки по сделкам, заключенным после уведомления.

Произвести расчет компенсации необходимо за два месяца до передачи владельцам земель проекта соглашения.

Постановлением Конституционного суда № 9-П/2019 от 1 февраля 2019 года установлено, что предоставление собственнику компенсации ниже рыночной цены его имущества незаконно.

В частности, при расчете стоимости на день предшествовавший одобрению уполномоченным органом проекта планировки территории, может не учитываться повышение цены объекта, вызванное рыночными факторами, что нарушает конституционные права граждан.

Компенсация производится только на законных основаниях, при попытке «сэкономить» владелец участка вправе пожаловаться в суд

Документальное оформление изъятия

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд оформляют в виде письменного соглашения с каждым собственником. Договор носит возмездный характер и предполагает выплату компенсации.

Последовательность шагов госорганов, гарантирующая выполнение требований закона:

  1. После принятия решения об отчуждении земель следует в течение недели письменно проинформировать собственников всех объектов, планируемых к переходу в госсобственность.
  2. У владельцев есть 3 месяца на то, чтобы изучить проект договора. До истечения выделенного срока изымать имущество можно только по инициативе текущего владельца.
  3. Обратиться в суд с заявлением о принудительном лишении собственности заинтересованная сторона может не раньше, чем через 3 месяца после предоставления собственникам проекта договора.

Еще об изъятии земельного участка в случае аренды в видео:

Заключение

Оценка размера возмещения производится заинтересованной стороной на основании рыночной информации. Лицо, не согласное с проведенной оценкой своего участка, может обратиться в суд, предоставив данные независимой экспертизы стоимости и возникающих убытков.

Еще немного внимания!

Источник: https://m-strana.ru/articles/izyatie-zemelnykh-uchastkov-dlya-gosudarstvennykh-i-munitsipalnykh-nuzhd/

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд в связи со строительством автомобильной дороги

Изъятие земельного участка для строительства дороги

Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом ''О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним'' ( ст. 59 Земельного кодекса). Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 05.09.2011 N ОГ-Д23-1201. Отказ от права собственности на земельный участок или земельную долю осуществляется посредством подачи собственником земельного участка или земельной доли заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на земельный участок или земельную долю прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права (согласно п. 2 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 30.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ ''О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним''). Вследствие отказа от права собственности на земельный участок или земельную долю осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены такой земельный участок или такая земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права ( абз. 1 п. 4 ст. 30.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ ''О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним''). В случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при условии отсутствия других вариантов возможного размещения этих объектов, земельные участки изымаются для государственных или муниципальных нужд путем выкупа ( пп. 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс)). Строительство автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения также включено в перечень случаев изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Согласно ст. 63 Земельного кодекса изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:

  1. предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;
  2. возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;
  3. возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Вместе с тем собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период ( ст. 280 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс)). Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включается рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену ( ст. 281 Гражданского кодекса). Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления ( ст. 282 Гражданского кодекса). В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Согласно п. 1 ст. 61 Земельного кодекса ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. Изъятие у собственников земельных участков для государственных и муниципальных нужд возможно только при условии предварительного возмещения стоимости соответствующих земельных участков и расположенных на них объектов либо предоставления взамен равноценных участков таким лицам.

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на “Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения” при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

 Рубрикатор

Налоги:
НДС | Налогна прибыль| НДФЛ| ЕСН| Акцизы| НДПИ| Налогна имущество предприятий| Транспортныйналог| Налогна игорный бизнес| Земельныйналог | УСН| ЕНВД| ЕСХН

Бухучет:

Учет основных средств | Учет нематериальных активов | Учет вложений во внеоборотные активы | Учет материально-производственных запасов | Учет собственного капитала | Учетная политика организации | Учет расчетов | Бухгалтерская отчетность

Документы:

Судебная практика по налоговым спорам (ФАС)

Кодексы:

НК РФ ч.1| НК РФ ч.2| ГК РФ ч.1| ГК РФ ч.2| ГК РФ ч.3| ГК РФ ч.4| ТК РФ

Разное:

Экономика недвижимости: учебное пособие Виноградов Д.В| –

 Новости

Возврат НДС организациям, экспортирующим водные биоресурсы с низкой степенью переработки

НДФЛ с доходов граждан стран ЕАЭС от работы по найму в РФ

Депутаты предлагают восстановить для детей-инвалидов и инвалидов I и II групп возможность воспользоваться правом на внеконкурсное поступление в ВУЗы

Налогообложение НДФЛ доходов резидента Великобритании, полученных в виде дивидендов или вознаграждений от российского общества

Все новости >>

 Статьи

На что обратить внимание при выборе биржевого брокера Forex?

Налогообложение компенсаций дистанционным работникам

Бухгалтерские услуги с финансовой ответственностью

Помощь в подготовке к сдаче экзамена ФСФР

Факторы, сдерживающие внедрение МСФО в России

Инвестиции на рынке недвижимости по отдельным зарубежным странам

Бухгалтерский и налоговый учет расходов на упаковку

Кредит на приобретение автомобиля: перспективы отказа от КАСКО

Установление суммированного учета рабочего времени

>>

 Официальные документы

Источник: http://subschet.ru/subschet.nsf/docs/c3257427001ff632c32579270069c788.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.