Государственная форма собственности на землю

Содержание

Государственная собственность на землю

Государственная форма собственности на землю
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Земельное право » Земля в собственности » Государственная собственность на землю

Ч. 2 ст.214 Гражданского и ч. 1 ст. 16 Земельного кодексов устанавливают, что земли, не принадлежащие гражданам, организациям и муниципалитетам, находятся в собственности государства.

Законодатель признает землю и другие природные ресурсы основой жизнедеятельности народов России: соответствующие положения отображены в ст. 9 Конституции РФ. Официальная правовая доктрина советского периода относила землю, недра, воды и живую природу в их естественном состоянии к народному достоянию.

Ст. 10 Конституции СССР 1977 года декларировала неотъемлемое право народов владеть, пользоваться и распоряжаться землями, на которых они проживают. Земельный фонд находился в ведении Советов народных депутатов, наделенных полномочиями передавать их гражданам, предприятиям и учреждениям исключительно в пользование.

Постулаты советского права:

  • признание земли и других природных ресурсов объектом исключительной госсобственности;
  • общность земельных ресурсов, абсолютная публичность их правового режима;
  • непризнание возможности нахождения земель, недвижимости, средств производства в руках частных собственников;
  • изъятие земельных участков из гражданского оборота.

После смены государственного строя идеологическая концепция, в которой земля одновременно признавалась достоянием народа и собственностью государства, была подвергнута критике. Ведь очевидно, что государство и народ нельзя отождествлять. Многие цивилисты и вовсе заявляют о бессодержательности такой категории как «народное достояние».

Между тем, советский подход отражает особую значимость земельного фонда для развития государства и общества. Нельзя отрицать, что принятие решений в отношении земельных участков требует учета не только частных, но и публичных интересов. Сегодня просматриваются предпосылки к формированию качественно новой модели госсобственности и общественного достояния, не отрицающих друг друга.

Понятие государственной собственности на землю

Распад СССР ознаменовал прекращение государственной монополии на земельные ресурсы. Они могут принадлежать муниципалитетам, находится в частных руках. Все формы собственности признаются и защищаются в равной мере (ст. 8, 9 Конституции РФ).

Определение госсобственности на землю в законодательстве отсутствует.

Ч. 2 ст.214 Гражданского и ч. 1 ст. 16 Земельного кодексов устанавливают, что земли, не принадлежащие гражданам, организациям и муниципалитетам, находятся в собственности государства. Это положение обрело общеобязательный характер 1 января 1995 г. с введением в действие части I ГК РФ. Предписания ЗК РФ вступили в действие 29 октября 2001 г.

Законодатель устанавливает государственную собственность по остаточному принципу. Однако это вовсе не свидетельствует о ее малозначимости. Наоборот, государственный земельный фонд составляет основу суверенитета и хозяйства страны. Использования остаточного принципа для отграничения государственных земель от частных и муниципальных имеет объективные причины.

  • Компетенция РФ распространяется на все земли, находящиеся в пределах ее суверенной территории. Часть их являются целиной, земельные участки из них не сформированы.
  • Согласно ст. 131 ГК РФ права на недвижимость (собственность, хозяйственное ведение, постоянное пользование, долгосрочная аренда, ипотека, сервитуты) подлежат обязательной госрегистрации. Между тем, земельный кадастр и реестр недвижимости (ГКН и ЕГРП) созданы только в 1997 году. Оба информационных ресурса не содержат сведений об огромном массиве земель.

При иной формулировке ст. 214 ГК РФ и ст. 16 ЗК РФ следовало бы допустить, что земли целины не имеют собственника, являются «ничейными». Такое положение способствовало бы их самозахвату с последующим выдвижением требований о признании собственности на основании ст. 234 ГК РФ «Приобретательная давность».

Поэтому, использование такого приема нормотворческой техники как остаточный принцип в отношении земель госсобственности не только оправданно, но и является единственно возможным вариантом.

Виды государственной собственности на землю

Исключительная государственная собственность на землю на территории современной РФ возникла в 1917 году, в связи с принятием II Всероссийским съездом Советов Декрета «О земле». Весь земельный фонд в границах СССР признавался единым неделимым объектом госсобственности. Он не был разграничен между административно-территориальными единицами того времени (республиками, областями, краями).

Муниципальная собственность как правовое явление появилось в России относительно недавно. Сегодня госсобственность на землю нельзя отождествлять с муниципальной. Виды госсобственности согласно праву:

  • общефедеральная;
  • субъектов РФ.

На практике существует третий вид – «общая», физически и юридически неразграниченная госсобственность. Словосочетание «государственная собственность» применительно к земле в разных ситуациях может подразумевать:

  • родовое понятие (общефедеральную собственность + субъектную собственность);
  • неразграниченную, существующую только де-факто госсобственность.

Госсобственность любого из видов может возникать:

  • по основаниям, оговоренным федеральным законодательством;
  • вследствие разграничения госсобственности;
  • по основаниям, предусмотренным ГК РФ: купля, мена, наследование, дарение, перераспределение, изъятие для публичных нужд.

В отношении городов федерального значения Москвы, Петербурга и Севастополя действуют специальные правила.

Отказ частного владельца от участка, находящегося в пределах одного их названных субъектов РФ, влечет его переход в распоряжение города.

Городские власти Москвы, Петербурга и Севастополя вправе установить, что в случае отказа участок переходит непосредственно в собственность муниципалитета, на территории которого он расположен.

Ст. 18 ЗК РФ предполагает возможность безвозмездной передачи федеральных земель в собственность субъектов РФ. Обратная ситуация невозможна. Что до возмездной передачи, то субъекты РФ и центральное правительство вольны заключать сделки по этому поводу в пределах своей компетенции.

Сегодня земельное законодательство находится в фазе развития и становления. Одна из его ключевых проблем – размежевание федеральной, муниципальной и субъектной собственности на землю.

Правовой режим государственной собственности на землю

Положению государства как участника земельных отношений присущ дуализм. В частноправовых отношениях оно выступает наравне с другими землепользователями, в публично-правовых – в качестве наделенного властными полномочиями субъекта.

Государство вправе реализовывать все обычные правомочности по владению, пользованию, распоряжению земельными ресурсами. Оно связано целевым назначением и разрешенными способами использования принадлежащих ему участков.

Земельными угодьями от имени государства распоряжаются органы исполнительной власти согласно компетенции.

Последние, среди прочего, уполномочены передавать земли государственного фонда в собственность, возмездное или безвозмездное пользование. Ст.

71 Конституции РФ декларирует принцип раздельного управления землями, согласно которому общефедеральной и субъектной собственностью распоряжаются госструктуры разного уровня. Однако в большинстве случаев он не реализуется.

Будучи субъектом властных полномочий, государство может изъять земельный участок в связи с его ненадлежащим использованием (ст. 284–286 ГК РФ).

Мотивируя свои действия публичными нуждами, уполномоченные госструктуры вправе инициировать прекращение частной собственности на землю без наличия каких-либо нарушений со стороны землевладельца (ст. 282 ГК РФ).

Действия властей могут сопровождаться принудительным изъятием размещенной на таких участках недвижимости (ст.239 ГК РФ).

Сегодня земли государственного фонда наиболее обширны по площади. Они имеют исключительную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий и особо охраняемых территорий. Согласно п. 4 ст. 87 ЗК РФ исключительно в федеральной собственности могут находиться земли, занятые:

  • объектами атомной энергии, космической деятельности;
  • федеральными энергетическими системами;
  • путями сообщения федерального значения;
  • объектами, обеспечивающими обороноспособность, защиту госграницы.

Особенностью правового режима земель, пребывающих в муниципальной и госсобственности, также является:

  • возможность их приватизации, получение в бессрочное и срочное безвозмездное пользование;
  • преимущественно конкурсный порядок заключения договоров аренды.

Образование земельных участков из земель государственной собственности

Применительно к государству важно понимать разницу между двумя понятиями: «право собственности на земли», имеющим публично-правовой оттенок, и «право собственности на земельный участок», которому присущ частноправовой. Чтобы использовать принадлежащие ему угодья тем или иным способом, государству необходимо образовать земельные участки, установить их целевое назначение.

Однако государство одновременно владеет огромным массивом целинных земель, не задействованных в хозяйственном обороте. В последнем случае речь идет о собственности на земли. Для сравнения: частное лицо может быть только собственником участка. Права собственности на земли в рассмотренном понимании у гражданина или организации возникнуть не могут.

Правовая регламентация образования участков из земель госсобственности обеспечена ст. 11.3 ЗК РФ.

Они являются специальными по отношению к общим нормам, оговоренным ст. 11.2 этого Кодекса, имеют приоритет в применении.

По общему правилу образование участков из земель госсобственности осуществляется на основании решений органов исполнительной власти соответствующего уровня.

Исключение: образование участков в пределах застроенных территорий, в отношении которых принято решение о застройке в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

В этом случае решение принимает лицо, с которым заключен договор о развитии такой территории (п. 7 ст. 11.2 ГК РФ). Решение хозяйствующего субъекта должно соответствовать документации о планировке территории.

В противном случае оно может быть отменено в судебном порядке.

Уполномоченные госорганы вольны принимать решения о первичном образовании участков из целины на свое усмотрение, как вариант – по инициативе лиц, заинтересованных в их предоставлении в собственность либо пользование. Если речь идет о преобразовании уже существующих участков, необходимо согласие всех землепользователей (арендаторов; граждан, которым участки предоставлены в пожизненное наследуемое владение и подобное).

Согласие не запрашивается:

  • у лиц, в пользу которых установлен сервитут, поскольку сервитуты продолжают действовать в прежних границах и после преобразования участков;
  • у государственных унитарных предприятий, поскольку государство – их единственный учредитель;
  • в случае преобразования участков по решению суда;
  • при изъятия участка для публичных нужд.

Образование участков госсобственности происходит на основании одного из таких документов:

  • проект межевания территории;
  • проектная документация лесного участка;
  • схема расположения участка на кадастровом плане территории.

Утвержденный проекта межевания требуется в случаях, когда вновь образуемый участок госсобственности расположен в границах:

  • территории, подлежащей комплексному освоению;
  • территории, в отношении которой заключен договор о комплексном развитии;
  • земель, предоставленных для садоводства, огородничества, дачного хозяйствования;
  • квартала, иного элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными зданиями.

Предоставление земли из государственной собственности

Одной из особенностей публичной собственности на землю является ограниченность административного усмотрения уполномоченных госструктур.

Частный собственник волен распоряжаться своей землей в рамках закона как пожелает. Он сам решает, передавать ему землю в аренду или нет, с кем именно заключать договор, какую плату запросить. Исполнительный орган, наоборот:

  • зачастую не может отказать заинтересованному лицу в предоставлении участка в собственность либо пользование;
  • вынужден рассчитывать арендную плату согласно утвержденной правительством методике;
  • по общему правилу выбирает контрагента в конкурном порядке (через аукцион);
  • в ряде случаев обязан предоставлять земли бесплатно.

Правовые основания получения участков из земель госсобственности оговорены ст. 39.1 ЗК РФ. В их числе:

  • арендный договор;
  • договор безвозмездного пользования;
  • гражданско-правовое соглашение купли-продажи;
  • решение уполномоченного госоргана на случай приватизации земли, предоставления ее в постоянное бесплатное пользование.

Закон о разграничении государственной собственности на землю

Источник: https://advokat-malov.ru/zemlya-v-sobstvennosti/gosudarstvennaya-sobstvennost-na-zemlyu.html

Государственная собственность на землю и ее основные виды

Государственная форма собственности на землю

Право собственности на землю – это одна из основных экономических и правовых категорий в законодательстве России. Земля может принадлежать не только гражданам в частном порядке, но и государству в целом. Об особенностях госземель и пойдет речь далее в статье.

Что такое государственная собственность на земли и к каким участкам она относится?

Как видно из самого названия данной категории, – это право собственности государства на земельные наделы, принадлежащее государственным и муниципальным органам.

В общем виде можно сказать, что государственная собственность распространяется на все те земельные участки, которые не переданы в частную собственность гражданам или организациям.

Помимо этого существует понятие земель, которые изъятые из оборота и ограничены в обороте. В связи с их особым статусом они не могут быть переданы в «частные руки», поэтому принадлежат строго государству.

Виды государственных земель

В силу того, что все наше государство разделено на субъекты РФ, а каждый субъект – на муниципальные образования, собственность на земельные наделы тоже была поделена согласно данному принципу.

О каждом из видов собственности будет рассказано далее.

Федеральная собственность

Сюда включены следующие земли:

  • участки, на которых возведены здания (или сооружения), относящиеся к собственности федеральных органов власти и их структур;
  • земельные наделы, предоставленные госорганам и их представительствам, а также госпредприятиям, для осуществления их деятельности;
  • участки земли, которыми на постоянной основе пользуется Академиями наук и ее подразделения (это правило действует, если земля была передана до вступления в силу актов, регулирующих порядок деятельности таких учреждений);
  • территории земли, переданные на праве аренды предприятию «Российские автомобильные дороги» уполномоченным властным органом.

Региональная собственность

Такой вид собственности возникает, если земельные участки передаются из вышестоящего уровня в распоряжение органов власти соответствующего субъекта РФ.

Это могут быть следующие виды участков.

  • Те земли, на которых расположены недвижимые объекты, принадлежащие органам региональной власти на праве собственности.
  • Территории, переданные с федерального уровня в субъекты РФ, так как на них располагаются предприятия или некоммерческие организации, образованные на уровне региона.
  • Земельные наделы, которые относятся к землям сельхозназначения.
  • Участки, занятые дорогами, коммуникациями и насаждениями, а также водными объектами в целях их защиты негативного воздействия. Это правило не действует в отношении тех земель, которые имеют такой же статус, но уже принадлежат на праве частной собственности отдельным лицам, либо федерации или муниципалитетам.

Такая передача осуществляется на основе и региональных и федеральных норм, поскольку статус таких земель имеет пограничный характер.

Муниципальная собственность

В силу того, что муниципальная ветвь власти не относится к государственной и существует, если можно так сказать, отдельно от всех, за ней закреплены свои земли. Это право муниципалитетов неоспоримо, оно установлено специальными законами.

При разграничении госсобственности на земельные объекты, в распоряжения местных органов власти попадают такие участки:

  • на которых есть здания (или сооружения) во владении муниципалитетов;
  • те, что переданы местным властям, муниципальным предприятиям или некоммерческим структурам, созданным на уровне муниципального образования.

Основания возникновения государственной собственности на землю

Такие основания урегулированы статьями 17 и 18 ЗК РФ, то есть право федеральной или региональной собственности возникает:

  • в силу федерального закона;
  • в результате разграничения госсобственности на землю;
  • при совершении государственным органом федерального уровня или уровня субъекта РФ гражданско-правовой сделки, по которой земельный надел был передан в госсобственность.

Субъекты и объекты государственной собственности на землю

u_note note_color=”#E9F8ED”]Субъекты любого права собственности, будь то частного или государственного – это соответствующие управомоченные лица, которые могут владеть, пользоваться и распоряжаться своими участками земли.[/su_note]

К тому же, они должны обладать признаками праводееспособности.

В случае с госсобственностью субъектами являются:

  • Российская Федерация в целом;
  • каждый отдельный субъект страны.

Именно распоряжением земельными наделами занимаются государственные и региональные органы власти, которые подобными полномочиями наделены законами и другими правовыми актами.

Что касается объектов госсобственности, то, как уже было сказано, для каждого из уровней предусмотрены отдельные виды земель, которыми могут владеть органы власти на федеральном и региональном уровне.

Кроме того, каждый участок, являющийся объектом госсобственности, должен иметь следующие параметры:

  • Индивидуальные характеристики. Сюда включаются такие сведения, как кадастровый номер, расположение, а также определенные границы, площадь, целевое назначение и вид разрешенного использования.
  • Качественные характеристики земельного надела или его доли.
  • Кадастровая оценка – то есть стоимость надела по кадастру.
  • Оборотоспособность (участок не должен быть ограничен в обороте или изъят из оборота).
  • Делимость, то есть участок должен иметь способность быть разделенным на несколько новых земельных объектов.

Как происходит образование земельных участков из земель государственной собственности

Образование нового надела может быть несколькими способами:

  • объединение нескольких участков земли в один;
  • разделение одной земельной площади на несколько новых участков;
  • выделение нового земельного надела (для земель муниципалитетов).

Процедура образования нового участка земли может начаться только в связи с принятием постановления регионального или местного органа власти.

Кроме того, без проекта межевания НЕ может быть произведено образование участков:

  • из земель, относящихся к собственности организаций на некоммерческой основе;
  • земельных наделов, которыми граждане пользуются долгое время на праве пожизненного наследуемого владения (переданные по распоряжению администрации);
  • из земель, входящих в состав площадей под жилищную застройку;
  • из тех земель, которые расположены в пределах застроенной территории.

Помимо проекта межевания необходимы и другие документы для образования нового земельного участка из госземель. Например, правоустанавливающие документы, сведения об участке из ЕГРН в виде выписки и т.п.

После проведения межевых работ и составления итогового документа, в котором отражены границы нового земельного участка, данные о нем вносятся Росреестром в ЕГРН.

Процедура и особенности передачи земли из федеральной в муниципальную собственность

Земельные участки, которыми распоряжаются федеральные органы власти, могут передаваться муниципалитетам в собственность на безвозмездной основе.

Весь процесс передачи состоит из нескольких этапов, о которых далее пойдет речь:

  • Подача стандартного заявления. Оно имеет унифицированную письменную форму и составляется главой муниципалитета. Подается такая заявка в распорядительный орган федеральной власти, который является владельцем интересующей земли. В составляемом документе обязательно должны быть: кадастровый номер участка (если он поставлен на учет), реквизиты собственника и изложена суть вопроса.
  • К заявлению нужно приложить кадастровый план (если участок земли учтен), схему расположения земли, если межевание отсутствует. Как гласит п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ, иные документы у заявителя требовать не могут.
  • В течение тридцати дней с момента подачи заявления, оно рассматривается федеральным органом власти, а затем принимается решение: о передачи земли в распоряжение муниципалитета или об отказе в этом. В связи с одним из принятых решений составляется соответствующий акт за подписью уполномоченного лица федерального органа.
  • При составлении отрицательного акта, госорган обязательно должен указать причины, по которым отказывается в переводе земли в собственность местной власти.
  • После принятого решение федеральный собственник направляет о нем уведомление в Федеральный фонд содействия жилстроительству.

Отказ в переводе земли может быть вынесен в ряде законодательно установленных случаев:

  • Если земля принадлежит к одной из групп земельных наделов, которые нельзя передать в муниципалитет.
  • Когда в заявлении отсутствует кадастровый номер, межевой проект или схема расположения участка (когда образуется новый участок).
  • Когда схема расположения надела не утверждена.
  • Если участок уже принадлежит на праве собственности госпредприятию или одной из иных организаций, перечисленных в пп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, и нет оснований для прекращения в отношении него данного права.

Если планируется преобразование участка, то межевой проект или схема на него утверждается одновременно с принятием решения о переводе земли (несмотря на то, что на момент подачи заявления эти документы отсутствовали).

Из всего вышесказанного важно знать следующие моменты.

  1. в России установлено разграничение госсобственности на федеральную, региональную и местную (как отдельный элемент).
  2. Земли из государственной собственности могут передаваться в частные руки или муниципалитетам.
  3. Для каждого из видов госсобственности установлены свои перечни участков, которые отнесены к каждому из уровней власти.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/gosudarstvennaya.html

Право собственности на землю

Государственная форма собственности на землю

С точки зрения экономического подхода и законодательства РФ можно выделить общественную, коллективную и частную собственность на имущество. В статье рассмотрим более детально основные законодательные аспекты прав собственности.

Классификация видов собственности на земельный участок

Законодательством Российской Федерации предусмотрено несколько форм собственности. Согласно данной классификации существует:

  1. Общественная собственность – в данном случае право на земельный участок распространяется на целое общество или государство.
  2. Частная собственность – гражданин имеет полный спектр прав на земельный участок. Он может продавать, дарить, обменивать земельный участок, то есть он им владеет, распоряжается и пользуется по своему усмотрению не нарушая законов Российской Федерации.

Рассматривая с юридической точки зрения, право собственности может быть общим или единоличным. Имущество в общем праве собственности имеет свойство принадлежать сразу нескольким лицам и быть в долевой или совместной властности. Единоличная собственность может быть государственной, муниципальной или частной в зависимости от ситуации и случая, а также самого земельного участка и прав на его распоряжение гражданином.

Нормы Конституции и законодательство РФ

Основная классификация прав собственности согласно статье 8 Конституции Российской Федерации и статьи 212 Гражданского Кодекса РФ имеет следующие категории:

  1. частная собственность – в данном случае собственником выступает физическое или юридическое лицо;
  2. государственная собственность – данные объекты находятся на счёте государства и являются федеральной собственностью;
  3. муниципальная собственность – в данном случае субъектом выступает сельское поселение или город;
  4. другие.

Формы собственности в отношении земельных участков

Во времена СССР вся земля была собственностью государства, сейчас же согласно Конституции граждане Российской Федерации имеют право оформить участок земли в частную собственность. Она предусматривает следующее:

  • право владения, распоряжения, пользования закрепляется за гражданином или группой лиц, которые состоят в долевой или совместной собственности;
  • все права регулируются Конституцией РФ, Земельным Кодексом Российской Федерации, Федеральными Законами;
  • в зависимости от права собственности на землю действуют разные законы и правила;
  • Кадастровая палата предоставляет информацию по определённому участку надела.

Частная собственность

Земельный участок можно оформить в частную собственность несколькими путями:

  1. Через приватизацию муниципальной или государственной земли. В данном случае гражданин имеет законное право получить надел в приватную собственность, который был выдан на безвозмездной основе ещё в СССР. Согласно законодательству Российской Федерации правом на бесплатную приватизацию гражданин имеет возможность воспользоваться разово.
  2. По договору дарения или в результате получения наследства. Земельный участок может быть подарен его законным владельцем или быть переданным по наследству в законном порядке.
  3. По договору купли-продажи земельного участка. Заключить сделку можно как с частным лицом, так и с государством. Если участок земли пребывает в аренде, то гражданин может его выкупить (в случае, если арендодателем выступает государство).

Как и где можно оформить право собственности на земельный участок?

Оформление происходит в Росреестре при подаче гражданином полного пакета необходимых документов. Обязательным является и прикрепление заявления на вступление в право собственности на конкретный земельный участок гражданином Российской Федерации. Заявление не имеет стандартного образца, пишется в добровольной форме согласно законодательству с указанием , которая касается дела.

Кому может принадлежать?

Садовые товарищества, дачные и фермерские хозяйства также имеют право получать землю в свою собственность для ведения хозяйства.

Согласно статье 15 Земельного Кодекса право собственности в данном случае между лицами обговаривается.

Какими правами наделяют гражданина в случае получения земельного участка в собственность? Это:

  • Собственник может отчуждать участок вместе со всеми зданиями и постройками на нём.
  • Владелец земли имеет гораздо больше преимуществ в случае покупки земли, нежели её аренде.
  • Владелец может распоряжаться только той землёй, которая изъята из оборота государственной.
  • Если у гражданина забирают земельный участок на законных основаниях, он имеет право на денежную компенсацию, только если это была не конфискация в связи с неправомерными действиями гражданина по отношению к использованию надела.
  • Гражданин может лишиться права собственности в случае, если она была использована в качестве залога при оформлении ипотечного кредита или же заложена в других финансовых учреждениях. Если владелец не выполняет свои обязательства перед банком, то последний имеет полное право забрать за неуплату долга. Гражданин может лишиться земли и в случае его банкротства.
  • Гражданин имеет право пользоваться землёй для личных потребностей или целей.

Обязанности собственника

В обязанности гражданина входят:

  • земельный участок должен использоваться по назначению;
  • обязательно должны соблюдаться границы земельного участка согласно кадастрового плана;
  • должны проводиться агротехнические работы;
  • владелец обязан платить налоги.

В случае если владелец использует участок не по назначению или нарушает установленный законом порядок, он может быть лишён права собственности.

Публичная и муниципальная собственность. Особенности права собственности

Муниципальные земли – это те участки, которые пребывают в распоряжении муниципалитетов. К ним относятся и земли федерального значения. В данную категорию попадают земли на бесплатной основе, которые ранее были закреплены и принадлежали государству Российской Федерации. Данные участки предназначены для развития территорий муниципалитета.

Муниципальная земля используется и раздаётся по усмотрению органов властей. Они могут её продавать, сдавать в аренду, передавать в частную собственность.

Муниципалитет может распоряжаться и землёй социального предназначения.

Государственная форма

Государственные земли – это участки, которые пребывают в госсобственности. Прежде всего это:

  • заповедники, парковые зоны;
  • земли стратегического предназначения;
  • научно-исследовательские центры участки;
  • земли, предназначенные для хранения радиоактивных отходов;
  • другие объекты.

Данные земли изъяты из оборота.

Сколько земельных участков можно иметь в собственности

Согласно законодательству Российской Федерации не предусмотрено определённое количество, которое гражданин может иметь в частной собственности. Разово гражданин может провести процедуру приватизации на бесплатной основе.

Отказ и последствия

Владелец земельного участка может лишиться права собственности на надел на добровольной или принудительной основе.

На принудительной основе лишаются в том случае, если в связи со стихийным бедствием был разрушен участок или его часть или если владельцем были нарушены требования по эксплуатации участка, которые прописаны в законодательстве.Гражданин имеет право на компенсацию ущерба в виде нового участка или в денежном эквиваленте.

Источник: https://regioncentr73.ru/23/29/pravo-sobstvennosti-na-zemlyu/

Государственная собственность на землю и ее виды

Государственная форма собственности на землю

Во времена существования СССР единственно допустимым вариантом владения наделами устанавливалась собственность государства. По этой причине проводить анализ собственности не было целесообразным

. В настоящее время Конституция гласит, что имеется несколько видов владения относительно ЗУ.

Указывается, что земли могут принадлежать частным лицам, организациям либо государству. Также имеются муниципальная и публичная формы владения, и допускается смешанный вид

. Правами владения недвижимостью могут обладать лица, состоящие в брачных отношениях, также члены товариществ и хозяйств крестьянского назначения.

Сущность права владения

Более распространенными из вышеперечисленных являются права физлиц и государственных органов. На сегодняшний день действуют принципы демократии, согласно которым получить землю в собственность может почти каждый человек

. Учитывая, какая разновидность собственности установлена на надел, устанавливаются определенные правила относительно его использования.

К примеру, когда землей обладает государство, она наделяется иными правами по сравнению с ситуацией, если собственник гражданин.

Юридическое лицо

В гражданском и земельном законодательстве указываются особенности, присущие процедуре оформления прав относительно надела, для организаций.

Указывается, что такой собственник наделяется не только правомочиями собственности, а также разрешается осуществление им деятельности, носящей хозяйственную направленность. Владелец имеет возможность владеть наделом, также осуществлять действия, направленные на его отчуждение в порядке, закрепленном в законодательстве.

Виды собственности на территории поселений

Человек может реализовать надел посредством его продажи в полном объеме либо какой-то части. Также можно оформить залог ЗУ, составить дарственную, передать по наследственным правоотношениям

. Строения, располагающиеся на ЗУ, могут отчуждаться отдельно либо совместно с наделом. Данное правило установлено в земельном законодательстве.

Для определения размера части участка, который подлежит отчуждению, используются положения Земельного кодекса. Когда земля изъята из оборота, то действия по ее отчуждению не могут проводиться.

Стоит обратить внимание на то, что наличие прав относительно участка подразумевает наличие обязанностей у владельца. Примером выступает то, что собственник обязуется следить за соблюдением норм экологического характера на его участке.

Также к числу обязанностей относится требования межевки, соблюдения границ, которые установлены с соседними наделами, следить за экологическим состоянием участка в целом. Данные положения должны учитываться во время использования наделов.

Когда лицо совершает действия, нарушающие границы наделов, либо происходит загрязнение среды окружающей, то вполне вероятно, что нарушителю грозит посетить судебный орган, ведущий разбирательство по данному вопросу. Если использование не нарушает никакие права, то может осуществляться владельцем в любой удобной форме.

Публичная и муниципальная собственность

В гражданском и земельном законодательстве содержатся нюансы владения собственностью, принадлежащей муниципалитету, имеющей общее значение. Также указывается, каким образом происходит оформление земельного участка в собственность, который ранее признан бесхозным.

Право муниципальной собственности

В настоящее время встретить рассматриваемый вариант владения наделами можно:

  • в хозяйствах, ведущих фермерскую и крестьянскую деятельность;
  • товарищества, имеющие садоводческую направленность;
  • коллективных хозяйствах;
  • предприятиях, осуществляющих кооперативную деятельность сельхоз направленности;
  • кооперативах, осуществляющих деятельность по животноводству, имеющих жилищную, гаражную направленность.

Предусматривается две формы, посредством которых осуществляется владение муниципальной собственностью. В первой ситуации относительно каждого владельца устанавливается определенный ЗУ, который переходит в его обладание (эта форма носит наименование долевой).

Право общей собственности

Вторая ситуация связана с тем, что доли в недвижимом имуществе не подлежат определению, так как вся земля находится в общей собственности. Целью создания такой формы выступает удовлетворение потребностей людей

. Потребности имеют коммунальную и сельскохозяйственную направленность.

Когда человек обладает определенной долей земли в муниципальном образовании, он имеет возможность реализовать ее посредством продажи. При этом стоит иметь в виду, что приоритетными правами на покупку обладают те, кто владеют остальными долями такой земли.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.